Фото: Андраш Фэкете
В Пушкинском музее закончилась выставка «Россия-Италия». Идти после нее на основную экспозицию значило бы портить впечатление от того и другого. Между тем в музее, который многим навевает исключительно детские хорошие или плохие воспоминания, есть что посмотреть. Сейчас как раз неплохое время это сделать: уехав, «Россия-Италия» освободила несколько залов, законно принадлежащих временно пребывавшему в коммунальных условиях искусству XX века.
Есть два главных способа ходить в Пушкинский: изучать разных достоинств подлинники или бродить в лесу копий, где растет самое диковинное и невозможное и при этом вписанное в облик самого здания. Последнее означает погружение в некоторый род дореволюционного китча, апофеоз которого Итальянский дворик, в котором кроме «Давида» Микеланджело понаставлено еще столько разной скульптуры и архитектуры, что кажется, будто попал внутрь сюрреалистической инсталляции. Но сомнительность удовольствия сполна окупается его неподдельной силой, к тому же не зря Пикассо сказал, что хороший вкус главный враг творчества.
Если вы пришли в музей за цветущей сложностью, предпочтительный маршрут такой: направо к Итальянскому дворику, через него на второй этаж, где выходите к веселым и злым скульптурам древних (раннеклассических) греков. Через зал Микеланджело можно пройти быстро, за ним следует коллекция возрожденческой скульптуры, немного отрешенной, но разнообразной и примечательной. Пройдя через коридор с великолепными танцорами Эразма Грассера из мюнхенской ратуши, попадаете в чуждый современному человеку, практически сказочный мир средневековой готики, чье благочестивое легкомыслие в некоторой мере уравновешивает мрачная византийская роскошь на мозаике под самым потолком. С готикой соседствует Рим, в котором экскурсоводы заставляют детей искать высокие идеалы античности, хотя здесь можно найти столько же и римского бюргерства. Рядом последний, Греческий зал, тут и Венера Милосская, и Лаокоон с сыновьями и змеями. Осталось вернуться на первый этаж, где в зале древних цивилизаций на стенах огромные и, если присмотреться, совсем не однообразные ассирийские рельефы.
Археологическая коллекция представляет главным образом археологический интерес, исключая, пожалуй, погруженный в полумрак Египетский зал, окно в мир, где люди всеми силами лелеяли день смерти. Нельзя также пропустить фаюмские портреты, функционально погребальные маски эллинизированных египтян, а на самом деле огромной силы образцы античной живописи.
Что касается другой души музея, то тут важно не испортить впечатление от шедевров, увязнув в полушедеврах. Самая ценная коллекция импрессионизм и прилегающее: тут картины мирового значения. «Руанские соборы» Моне. Расплывающиеся «Голубые танцовщицы» Дега. «Сбор плодов» и «Жена короля» Гогена. «Портрет доктора Рея» Ван Гога. «Старый еврей с мальчиком» и «Девочка на шаре» Пикассо. Центр силы в этих залах примитивистская «Муза, вдохновляющая поэта» Руссо-таможенника и его же «Нападение ягуара на лошадь».
На первом этаже по правую сторону и далеко впереди пожалуй, вторая по силе коллекция: малые голландцы и ранний Рембрандт. Не верьте искусствоведам, которые говорят, что малые голландцы этого всего лишь малоформатные жанровые сцены для покупателей среднего достатка: в этих сценах бездны неуловимого обаяния.
Тоже впереди, но по левую сторону «Иоанн Креститель» Эль Греко. По пути много примечательной живописи Раннего Возрождения, главное не пропустить Кранаха Старшего.
Пушкинский не может похвастаться монументальной всеохватностью, хотя хорошей коллекцией похвастаться может. Зато этот музей живой и не давит на посетителя, а это тоже замечательно и редко.