Атлас
Войти  

Также по теме Психологи большого города

Психологи большого города. Елена Первышева

О работе Московской службы психологической помощи, краткосрочной стратегической терапии, о том, как перестать страдать и ссориться

  • 15607

Cтаж работы психологом: более 25 лет.

Образование: факультет психологии МГУ имени М.В.Ломоносова, кандидат психологических наук. Дополнительное образование — Центр стратегической терапии (Ареццо, Италия), специализация — краткосрочная стратегическая психотерапия.

Работа: начальник территориального отдела ГБУ Московской службы психологической помощи населению Департамента социальной защиты населения города Москвы (МСППН) в Центральном административном округе (ЦАО). Прием клиентов с тревожно-фобическими расстройствами (панические атаки, навязчивые мысли и действия, ипохондрия), нарушениями в питании (анорексия, булимия, вызванная рвота), проблемами отношений в семье и паре.

Регалии и звания: представитель Центра стратегической терапии Дж.Нардонэ (Centro di Terapia Strategica) в России. Под научной редакцией  Елены  на русском языке вышли  четыре книги профессора Дж.Нардонэ «Искусство быстрых изменений. Краткосрочная стратегическая терапия», «Страх, паника, фобия. Краткосрочная терапия», «В плену у еды: Краткосрочная стратегическая терапия при нарушениях пищевого поведения»,  «Магическая коммуникация. Стратегический диалог в психотерапии».

О Московской службе психологической помощи

МСППН работает в Москве с 2003 года. Сейчас служба насчитывает 13 отделений во всех округах города, включая Зеленоград, в которых проводятся психологические консультации жителей по предварительной записи. Служба работает на бесплатной основе для москвичей и финансируется правительством города Москвы.

Возникновению  службы предшествовали трагические события, связанные с захватом заложников на Дубровке («Норд-Ост»). Тогда стало очевидно, что Москве необходима городская служба, готовая оказывать экстренную психологическую помощь горожанам.


Одна из важнейших психологических проблем жителя большого города — несоответствие амбиций и возможностей

Тем не менее и в отсутствие чрезвычайных ситуаций жизнь в мегаполисе состоит из череды стрессовых ситуаций. Перенаселенность, недостаток личного пространства, каждодневные временные затраты на перемещение по городу. Одна из важнейших психологических проблем жителя большого города — несоответствие амбиций и возможностей. Все это влияет на здоровье, психику, социальное благополучие, приводит к раздражительности, подавленности и депрессии, провоцирует проблемы, связанные с самооценкой…

В течение года наша служба принимает около 50 тысяч человек, около 80% из них — женщины. Наиболее частая причина обращения — семейные сложности, в последнее время на втором месте устойчиво следуют проблемы психологического здоровья.

Для личной встречи с психологом желающим требуется паспорт с московской постоянной регистрацией. Если человек работает в Москве, но живет в Подмосковье, необходима справка с места работы. Для жителей других регионов, работающих в Москве, дополнительно к справке с работы нужна регистрация, действующая в течение 2 лет.

Желающих получить консультацию психолога очень много, поэтому иногда ожидание встречи с психологом составляет до двух недель. Конечно, если ситуация острая (например, человек пережил насилие), в отделе экстренной психологической помощи его примут в день обращения, так как здесь промедление недопустимо. В экстренном случае можно набрать простой номер 051 и поговорить с психологом по телефону, наши специалисты на связи круглосуточно.

О краткосрочной стратегической терапии

Метод краткосрочной стратегической терапии позволяет нам работать с такими проблемами, с которыми раньше, как правило, клиента отправляли к медикам. В свое время я получила специализацию в итальянском Центре стратегической терапии в Ареццо и стала представителем этого центра в России. Это сделало возможным использование и развитие этого метода в нашей службе. 

Терапия называется «краткосрочной» неслучайно. При использовании большинства методов, чтобы решить свою проблему, клиент посещает специалиста один-два раза в неделю в течение продолжительного времени, иногда год и даже более. В нашем методе обычно психолог дает себе только 10 встреч, чтобы решить проблему или добиться заметных результатов в сложных случаях.

В чем суть краткосрочной терапии? Представьте, человек идет по лесу и попадает в яму. В этой ситуации его скорее интересует, как из этой ямы выбраться, а не почему он туда попал. Наш подход как раз позволяет выбраться из ямы. Можно годами изучать, почему человек попал в яму и при этом не суметь из нее выбраться. При такой терапии человек остается сидеть в темноте со своими страданиями и с полным осознанием того, как он там оказался.

На первой же встрече в краткосрочной терапии специалист и пациент выясняют, что из того, что человек  делал до этого момента, препятствовало решению его проблемы. Например, на одну из консультаций женщина пришла с просьбой помочь ее сыну. «Ему 22 года, он не хочет учиться, работать и помогать с домашними делами». В разговоре выясняется, что родители его кормят, полностью содержат, и на самом деле у юноши нет никакой необходимости делать то, о чем его просят. Мы задаем вопрос: «Если бы это был не ваш сын, что бы вы про него сказали?» И если раньше она говорила, что у мальчика депрессия и ему нужна помощь, то тут женщина впервые произносит: «Сказала бы, что это избалованный мальчик». Так она делает открытие: то, что она делала из лучших побуждений, привело к тому, что ее сын ведет себя как избалованный ребенок. Простая аналогия позволяет человеку по-новому увидеть происходящее.

Затем психолог дает клиенту «домашние задания», делится с ним какими-то психологическими приемами. Выполняя задания, человек ко второй встрече с психологом ощущает положительные перемены. Между сессиями обычно проходит 2 недели. В итоге через полтора-два месяца клиент может освободиться от проблемы и начать жить другой жизнью.


Либо вы принимаете человека таким, какой он есть, и строите с ним отношения, либо расстаетесь и ищете другого

О том, почему люди любят страдать

Часто, даже если человек страдает от сложившейся ситуации, этого не всегда достаточно, чтобы начать что-то менять. Во-первых, это связано с тем, что перемены — это всегда стресс и некоторый дискомфорт. Во-вторых, часто страдания «нужны» самим людям. Особенно если речь идет о любовных отношениях.

В паре могут возникать отношения зависимости, люди часто живут по принципу «я страдаю, значит, я существую». Эта позиция уходит корнями в нашу культуру, где страдания имеют положительную окраску, страдать — значит что-то чувствовать, жить «полноценной» жизнью. Человек, казалось бы, может избавиться от любовных страданий и радоваться жизни, но часто он этого не делает. Однажды к нам на консультацию пришла женщина. Они расстались с партнером, и ей было сложно пережить этот жизненный этап. По ходу разговора выяснилось, что мужчина проявлял над ней физическое насилие. Из-за этого партнеры на время расставались, но потом женщина прощала партнера, и они мирились. В периоды «перемирия» на консультациях она заявляла: «Мы же отличная пара, когда не ссоримся, я не вижу причин для расставания». В таких ситуациях женщины часто обманываются, полагая, что если в конкретный момент все хорошо, то все изменится к лучшему. Если в отношениях физическое насилие случилось один раз, наша задача предупредить о динамике: насилие будет усиливаться, а промежутки между периодами агрессии — сокращаться. Этой женщине понадобилось пройти несколько циклов насилия — примирения, чтобы найти в себе силы выйти из этих отношений.

Откуда берутся разочарования

Пытаясь выстроить отношения с партнером, мы часто попадаем в ловушку неоправданных ожиданий и следующих за ними разочарований. Типичная история из моей практики, когда на консультацию приходит девушка, расстроенная отношениями со своим партнером. Однако в разговоре выясняется, что она только и делает, что предъявляет к нему бесконечные требования. Например, девушка надеется, что юноша будет дарить ей цветы. А он не дарит. Просто в его семье не было традиции дарить цветы. Но девушка переживает: если юноша не дарит цветы в «конфетно-букетный» период, что же будет потом? И решает, что он ее недостаточно любит. При этом юноша не виноват, что барышня придумала себе некий идеал, а он — реальный человек — в него не укладывается. Когда партнер не оправдывает ожидания, есть два варианта развития событий: либо вы принимаете человека таким, какой он есть, и строите с ним отношения, либо расстаетесь и ищете другого.

В целом, если ваши ожидания не оправдываются, первое, о чем стоит подумать, это то, что жизнь намного богаче наших представлений о ней. Что такое наши разочарования? Это неоправданные ожидания. Если вы чувствуете, что разочарованы, ищите, где и в какой момент у вас были ожидания.

 О том, почему мы ссоримся

Если вы ссоритесь, здесь важно понять, как вы сами провоцируете конфликт? К примеру, на одной из консультаций с девушкой мы обсуждали, как она сама провоцирует ссоры в отношениях с партнером. Оказалось, что барышня ему все время звонит. От постоянных звонков мужчина раздражается и отвечает ей не так, как ей бы хотелось, или вовсе не отвечает. Когда он не берет телефон, у нее возникает вопрос: «А вдруг у него есть другая?» Барышня тут же начинает развивать свои сомнения. И проблема не в том, что к ней пришел тревожный вопрос, а в том, что она ищет на него тревожные ответы… Из одного такого вопроса и последующих ответов вырастает целое дерево сомнений, под которым барышня сидит и страдает. Наша задача в такой ситуации — научить клиента блокировать возникающие ответы на вопросы, на которые невозможно ответить объективно.  

В этом конкретном случае мы предложили девушке не звонить своему партнеру. Она перестала ему звонить, мужчина перестал злиться на нее и стал звонить ей сам. Теперь она точно уверена, что он делает это потому, что хочет ее услышать, и ей это приятно.

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter