В июле прошлого года архитектор Александр Перов и предприниматель Дмитрий Угрюмов представили на фестивале «Архстояние» проект — сеть тоннелей для велосипедистов.
Авторы проекта предложили устроить для велосипедистов отдельную транспортную систему — «велополитен». По их проекту, вдоль набережных должны быть построены крытые велосипедные дорожки, напоминающие тоннели или трубы из прозрачного пластика.
Идея велополитена появилась намного раньше: еще в 1985 году советский инженер Поль Райкин хотел построить велополитен над землей, на уровне 3–5 этажей, а позднее руководитель НИИ Генплана Москвы С.Ткаченко предлагал провести велополитен под землей.
Авторы нынешнего проекта посчитали, что оптимально будет пустить велополитен вдоль набережных Москвы-реки, поставив под водой сваи. Крытые велодорожки на набережных можно было бы использовать круглый год — за счет встроенных систем отопления, освещения и вентиляции, работающих от размещенных на крыше солнечных батарей. Ночью велотрубы превращаются, помимо прочего, в дополнительный источник освещения набережных.
По проекту, через каждые 1–2 км должны быть построены станции пересадок, на которых можно взять велосипед напрокат или оставить свой, а также купить все необходимое в дороге — от воды до бинтов. Кроме того, станции должны быть оборудованы подъемниками, мусоросборниками и туалетами, а через каждые 10–20 станций предполагается поставить пункты технического обслуживания.
Авторы считают, что развивать сеть велополитена нужно начинать с окраин, а затем продвигаться в центр Москвы. Первым пилотным участком может стать Тушино, где проживает один из авторов концепции Дмитрий Угрюмов. Если пилотный проект в Москве будет успешным, велополитен можно будет построить и в других российских городах.
Дмитрий Угрюмов Предприниматель |
«Больше всего строительству велополитена мешает мнение об утопичности идеи. Все говорят: «Если это так хорошо, почему ни в одной стране еще не построен велополитен?» В космос до России тоже никто не летал, но это не помешало стать первыми.
В июле прошлого года, сразу после «Архстояния», я отнес этот проект в мэрию Москвы. Встретиться с мэром пока, к сожалению, не удалось. Надеюсь, что мы сможем сами протянуть велополитен на небольшой участок — метров на 500–1000, но это произойдет не в ближайший год, конечно. А вот года через три точно протянем».
Комментарии людей, встреченных на Кремлевской набережной
Светлана, 42 года |
Клаус, 48 лет |
Анатолий, 17 лет |
«Вообще супер. Во-первых, необычно, во-вторых — с видом на речку. Ну и это для велосипедистов. Я сам спортсмен, катаюсь на велосипеде, на мотокроссах, на всем. И внешне необычно. Мне нравится.
Я думаю, это реально, только вопрос с точки зрения проектировки — выдержит ли опорная конструкция под водой или нет. Потому что конструкция сверху будет на каждый метр больше тонны. Вот эта часть (показывает на верхнюю часть конструкции), она будет очень давить: это перегородки и оргстекло, так что нижняя часть может не выдержать. Мой совет — поставить вертикальные рейки вниз, то есть причалы сделать вертикальные, и крестовины добавить вниз, чтобы укрепить все это».
Арсений, 60 лет |