С января 2009-го по июнь 2011 года архитектурный критик Григорий Ревзин вел в журнале «Коммерсантъ Weekend» спецпроект про московские музеи. Проект возник как реакция на кризис: до этого Ревзин писал о новых постройках, но тут материал для статей закончился, и пришлось выдумывать другой сюжет. Завязка довольно банальная, однако интуиция Ревзина не подвела: в Москве существует огромное количество музеев (только по данным «Википедии» их более 150), многие из которых находятся в крайне запущенном состоянии и всеми забыты, несмотря на то что они обладают интереснейшими, порой уникальными коллекциями. За два с половиной года Ревзин написал более 50 статей. Первая была про Музей холодной войны в Котельническом переулке, последняя — про Музей истории евреев Сергея Устинова на Петровско-Разумовской аллее. Музейная критика Ревзина оказалась весьма популярной. Статьи произвели впечатление и на архитектурное сообщество. Профессор МАРХИ Михаил Белов даже дал своим студентам специальное задание: изучить материалы из журнала и спроектировать новые здания для музеев, чье положение Ревзин характеризует как плачевное. В итоге было сделано около 15 проектов. Один из наиболее оригинальных и проработанных — проект музейного комплекса в Люблино, сделанный Юрием Золотовским.
Архитектор предложил создать музейный комплекс, который объединил бы коллекции Ломаковского музея старинных автомобилей и мотоциклов, Музея коневодства, Музея вычислительной техники, Музея почты и Музея Горсовета. Идея амбициозная: по сути, речь идет о проекте музея советской жизни — тут вам и предметы труда и быта, и технические устройства, и средства передвижения.
Комплекс располагается на Краснодарской улице, там, где сейчас находится Ломаковский музей, и состоит из трех корпусов (по числу экспозиционных разделов — быт, работа, транспорт), связанных остекленной галереей, которая вмещает кафе и сувенирные магазины. К северу от главного входа устроено небольшое общественное пространство с амфитеатром для проведения фестивалей, театральных представлений и праздничных мероприятий. Архитектура музея напоминает какой-нибудь примкадный автосалон — хотя так, наверное, и должно быть в данном конкретном случае, это ведь, прежде всего, музей автомобилей.
Юрий Золотовский архитектор |
«Проект стал реакцией на статью Григория Ревзина под названием «Кладбище элиты», в которой говорилось о Ломаковском музее ретроавтомобилей: мне захотелось спроектировать здание музея, которое вместит коллекцию ретроавтомобилей, предметов труда и быта СССР, вообще соберет под одной крышей артефакты истории советского периода. Эта коллекция существует, но сейчас она разбросана по очень маленьким, почти умирающим московским музеям, о существовании которых знают далеко не все».
Дмитрий Ломаков директор Ломаковского музея старинных автомобилей и мотоциклов |
«Не понравился мне этот проект — идеи новой нет, а есть просто пространства с набором архитектурных штампов. Это годится и под торговый комплекс, и под любую выставку. Кроме того, всплывают вопросы безопасности. Экспонаты должны быть хоть немного защищены от толпы, да и как спасать их от солнечного света в помещении, где все в стекле? Пользы от навесов, колонн и других архитектурных красивостей — ноль. Красоту все-таки надо из функционала выращивать. Или вместе с функционалом.
Хотя, конечно, если бы мне такое здание сейчас построили (ну как в сказке — я с утра встал, а оно уже построено), ну тогда ладно, пусть будет».
Александр студент, местный житель |
«Что-то новое всегда интересно! Проект музея круто выглядит, мне нравится. Если бы его где-то в центре строили, я бы вряд ли туда поехал, потому что там всегда очень много людей, пробки, суета какая-то. А на окраине города — хорошо. Здесь я точно смогу спокойно посмотреть экспозицию и погулять по музею, не отстояв при этом в огромной очереди».