11 апреля 2012 года блогер Илья Варламов и депутат Щукинского муниципального собрания Максим Кац объявили открытый конкурс на концепцию благоустройства парка на улице Максимова в Щукино.
По факту (да и по документам — см. Постановление Правительства Москвы от 25 сентября 2007 года №825 «О схеме рекреационного использования территорий природного комплекса города Москвы») территория, о которой идет речь, — не совсем парк. Это 8,5 гектара смешанного леса с ухабистыми асфальтовыми дорожками, тремя-четырьмя ржавыми детскими спортивно-игровыми конструкциями и самыми простыми лавочками. Официальный статус территории — лесной массив. И в начале 2012 года управа Щукинского района выделила 96 млн рублей на благоустройство этой территории. Тендер на разработку проекта благоустройства выиграло ООО «Лаарди». 5 апреля проект был представлен на рассмотрение Щукинского муниципального собрания — и был отклонен. Официальная причина — несоответствие проекта утвержденному статусу территории. Иными словами, архитекторы проигнорировали наличие на описываемой территории деревьев. Заплатили им за этот проект 8 млн рублей.
Парк в Щукино без благоустройства
Дальше произошло странное раздвоение. Максим Кац предложил организовать открытый конкурс на благоустройство лесного массива, и остальные его инициативу вроде бы поддержали. Тем не менее архитекторы из «Лаарди» при этом никуда не делись — им было поручено изменить проект и представить его на повторное рассмотрение муниципального собрания. Во всем этом есть явное противоречие: зачем «Лаарди», если будет конкурс? Или наоборот — зачем конкурс, если «Лаарди» изменит проект и новый вариант, скорее всего, будет утвержден?
Как бы там ни было, конкурс запустили. Проектов пришло мало, всего двенадцать, что, однако, неудивительно: организаторы решили обойтись без премиального фонда, понадеявшись на гражданскую сознательность наших архитекторов. Впрочем, не исключено, что виной всему просто плохой пиар.
Результаты конкурса стали известны в середине мая. Они несколько обескураживают: вместо одного победителя общественности предъявили четырех, а второго тура так и не случилось.
План-схема парка по ул. Максимова. Проект Бориса Кондакова и Максима Неймохова
Проект Бориса Кондакова и Максима Неймохова вошел в четверку финалистов. Одним из его несомненных достоинств является архитектура парковых павильонов и других элементов благоустройства, стилистически перекликающаяся с архитектурой Академгородка при Курчатовском институте, построенного по проекту Ивана Жолтовского и Леонида Карлика, — его корпуса отгораживают лесной массив от площади Генерала Жданова. Молодые архитекторы даже придумали разместить в центре парка памятник Жолтовскому.
Авторы предлагают назвать парк
именем архитектора Ивана Жолтовского
Оценка местных жителей
Мария Управляющий |
«Я считаю, что благоустроить парк надо обязательно. Многие здесь гуляют с детьми, с колясками. Нужно сделать дополнительные дорожки, скамейки, урны, в конце концов. Проект интересный, но это не то. Беседки и колоннады здесь ни к чему. Для этого есть другие парки, например Архангельское — вот замечательное место, где можно посмотреть на архитектуру. Воссоздавать стилистику прежних лет мне кажется неправильным».
Андрей Работает в масс-медиа |
Игорь Алексеевич Пенсионер |
Марина Шубенкова Доцент МАРХИ |
«На мой взгляд, этот парк нуждается не в архитектурном проекте, а в экологическом. Таких мест в Москве немного, и они до сих пор имеют статус лесного массива, поэтому и отношение к ним должно быть бережное. В моем детстве это был парк, поросший шелковистой травкой, тут было много сосен, кленовая аллея, старички собирали шампиньоны. Его нельзя превращать в городской парк в том смысле, в котором мы это понимаем. Учитывая нынешнее состояние парка, я выступаю противником любого строительства, скорее это должен быть деликатный егерский уход. Чем меньше архитектуры в этом месте, тем лучше».