Возможно, в ближайшее время небо над Прагой пронзят крыши безвкусных стеклянных небоскребов. Такое, казалось бы, абсурдное будущее одному из самых красивых городов Европы пророчат рекламные щиты, развешенные по всей чешской столице. На них изображены уродливые небоскребы, возвышающиеся над Карловым мостом, и вызывающая надпись: "Прага под руководством Томаша Гудечека".
Эта кампания стала реакцией на свод новых строительных норм, утвержденных мэром города. Чехи выступили против документа, уже вызвавшего бурную общественную дискуссию. О битве за будушее Праги пишет CityLab.
патриотичные чехи не хотят стать "жертвами американского эксперимента"
С первого взгляда, предложения нового плана самоочевидны. Выбирая плотную застройку вместо беспорядочного разрастания города, авторы плана делают акцент на точечной застройке окраин. Территория, на которой можно будет строить высокие дома, ограничена пространством, где уже есть многоэтажные здания: небоскребы не допустят в Старый город и в малоэтажные районы, такие как квартал Дейвице.
Вдоль новых дорог обязательно посадят деревья, а узкие тротуары освободят от фонарей, которые будут висеть на домах, и светофоров. В центре города запретят крупные рекламные щиты (больше чем 6 квадратных метров). Авторы нового плана не забыли и о парковках. В центре столицы площадь парковок уменьшат на 10-20% , а на окраинах, наоборот, на 40% увеличат.
Большая часть пражских газет и коммерческих организаций не согласны с таким видением города и считают, что новые правила приведут к катастрофе. По их мнению, точечная застройка уничтожит "гения места" старых районов. Если целью станет уплотнение города, то что может остановить застройку его главных площадей? Стандарты высоты потолков сделают новые квартиры серыми и скучными, а ограничения мест для парковок приведут к тому, что стоянки будут доступны только обеспеченным жителям с большими квартирами. Кроме того, по мнению критиков, эти правила строительства основаны на американских исследованиях, патриотичные пражцы не хотят стать "жертвами американского эксперимента".
Конечно, некоторые обвинения совершенно необоснованны. Пока что высота построек в городе вообще никак не ограничена, поэтому даже если новые правила окажутся неэффективными, вреда они не принесут. Кроме того, возникает подозрение, что одна из главных причин оскорблений в адрес мэра вовсе не забота о городе. Кампанию "Прага под руководством Томаша Гудечека", оскорбляющую мэра и размещающую в городе шокирующие образы, спонсирует компания Big Media, занимающаяся созданием тех самых крупных рекламных щитов, которые по новым правилам будут убирать из города.