Аналитики и экономисты продолжают подсчитывать убытки Москвы от похолодания в отношениях России и Запада. Логично, что спад добрался и до столичных гостиниц. По данным компании Jones Lang LaSalle за девять месяцев этого года, из-за санкций и сложной ситуации в российской экономике спрос на услуги московских гостиниц резко упал, а издержки выросли.
Доходного одного гостиничного номера (RevPAR) по итогам первых трех кварталов. снизилась в Москве на 10% в рублях по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Падение до июня составляло всего 5%, но затем резко ускорилось. С июня по август показатель упал на 15%.
В JLL полагают, что в четвертом квартале негативный тренд продолжится и доходы гостиниц продолжат снижаться.
Гостиницы класса люкс
С начала 2014 года тарифы в гостиницах этого сегмента снизились на 2%, а загрузка – на 6%. В первой половине года показатель RevPAR для люксовых гостиниц снизился на 2,5% во многом из-за снижения тарифов.
В летние месяцы доходность номеров люксовых гостиниц продолжила падать – за три месяца снижение составило 15% в годовом выражении. Всего за девять месяцев этого года доходность в сегменте снизилась на 8%. По прогнозу JLL, за год снижение может достичь 10%.
Платежеспособны спрос на гостиницы этого сегмента снижается быстрее всего, а их предложение на российском рынке растет.
Доходность номеров дорогих гостиниц верхнего сегмента рынка снизилась с начала года на 7%. Средний тариф вырос на 3% – сейчас он составляет примерно 10 тысяч рублей за ночь. Загрузка номеров упала на 10% и оценивается экспертами JLL примерно в 60%.
Летом загрузка гостиниц в этом сегменте упала на 17% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. Возможно, количество туристов вырастет к концу года: в этот период Москва переживает наплыв бизнесменов, которые закрывают сделки и составляют бюджеты на следующий год.
Верхний ценовой сегмент
Гостиницы, входящие в верхний ценовой сегмент, особенно сильно пострадали от сокращения потоков туристов. В этом сегменте самая высокая конкуренция среди гостиниц в Москве. С начала года загрузка номеров снизилась на 9%, а RevPAR – на 14%.В летний период RevPAR упал на 20%. Это самая худшая динамика для этого сегмента с 2010 года.
Средний ценовой сегмент
Тарифы в дорогих гостиницах среднего ценового сегмента упали на 4%, а уровень загрузки остался одним из самых высоких в секторе – 70%. В эти гостиницы начали перебираться клиенты, раньше предпочитавшие более дорогие отели. Пока этот сегмент демонстрируют лучшую динамику на гостиничном рынке Москвы.