Атлас
Войти  

Также по теме

Полное озеленение

Город очень нуждается в профессиональных садовниках и экспертах-урбанистах, которые знают, как сажать растения, чтобы это было выгодно, экологично и не противоречило желаниям горожан. Пока что дворовым озеленением заведуют дворники, для которых стандарт красоты — стрижка под корень, а на городском уровне процессами управляют наследники лужковской традиции вертикального озеленения, клумб с куполами и прочего роскошества

  • 5963
за траву

Leo Putz/wikimedia.org

Жители Преображенки рукоплещут, журналисты снимают видеосюжеты и делают репортажи: на территории района, на отдельно взятой улочке, разрешили сажать газон с цветами. Наверное, похожую радость испытывает девица, когда родители наконец разрешают ей выбирать платье самостоятельно. Но если с девичьими вкусами в выборе одежды вопрос еще может быть спорным, то горожане точно имеют право сажать траву и цветы, и никакого разрешения им для этого не нужно: «в уведомительном порядке» — так распорядился Департамент ЖКХ.

До этого года все посаженное жителями нещадно косилось триммерами под корень. В этом году люди стали возмущаться. В конце концов борьба с покосами травы достигла апогея. В социальных сетях сейчас существует порядка 20 сообществ с названиями вроде «За траву», «Вредоустройство в Москве», «Против антиозеленителей!».

С экономической точки зрения самодеятельность граждан кажется выгодной: вычеркивай из бюджета графу ухода за зелеными насаждениями, оставляй графу «Уборка придомовой территории» — и дело с концом. Однако на озеленение уже есть бюджет, а главное — самодеятельность не вписывается в эстетические предпочтения работников управ и Объединения административно-технических инспекций (ОАТИ), которое контролирует внешний вид дворов и домов.

Как завести и сохра-
нить свой собствен-
ный газон или цветник во дворе

Рисуете от руки план дома и придомовой территории. Точно указываете местоположение будущего газона. Рулеткой отмеряете его длину и ширину.
Идете на встречу с председателем ТСЖ или председателем совета дома, чтобы вместе с ним составить заявление на имя главы управы с просьбой разбить цветник и назначить собрание жителей дома.
Собрание необходимо, чтобы иметь на руках протокол о том, что жители дома просят отдать указанный участок земли под цветник, мавританский или луговой газон.
Составленное заявление вместе с протоколом собрания надо отнести в отдел благоустройства вашей управы. Потребовать, чтобы этим документам присвоили входящий номер. Не позднее чем через 30 дней должен прийти ответ. Если под этой землей проходят коммуникации, в разрешении могут отказать.

* * *

Почему палисадника с ровными грядками лилий, мальв, петуний, бархатцев и прочих «культурныx» растений, который разбила пожилая соседка, практически никогда не коснется нож триммера, а сложным образом засеянный мавританский газон — это когда вперемежку растет трава, клевер, маки, ромашки, васильки, дикие анютины глазки — нещадно выкашивается? Потому что цветник бабули — это не только «красиво», но еще и опасно: она может дойти до главы управы или — что хуже — Контрольно-счетной палаты и устроить всему микрорайону небо в алмазах. Мавританский газон, с точки зрения дворника, не несет никакой художественной ценности: грядок нет, а из земли в хаотичном порядке вырастает «обычная трава». И его авторы, как правило, не выглядят способными отстаивать свои садоводческие права.

Ключевой фигурой в этом конфликте становится дворник, а горожанин фактически находится в прямом подчинении и зависит от него. Дворник обязан ежедневно мести улицы, поливать «зеленые насаждения в жаркое время года», подкрашивать столбики и бордюры. Его контролирует работник управляющей компании, обслуживающей дом. Ее, в свою очередь, контролирует отдел благоустройства районной управы. Отдел благоустройства контролируют ревизоры из ОАТИ, в обязанности которых входит еженедельный мониторинг состояния города, районов, управ и конкретных дворов. Если инспектор ОАТИ замечает несоответствие стандарту, он пишет распоряжение, и управу штрафуют как минимум на 50 тысяч рублей. А стандарт, которым руководствуется инспектор, определен Правилами создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы, которые Департамент природопользования разработал в 2002 году. Этот документ фиксирует правила содержания травы, кустов и деревьев, стандарты работы по уходу, ремонту и содержанию цветников и газонов, порядок компенсации и индексацию зарплаты дворникам, природоохранные и еще бог знает какие параметры, предусматривает участие жителей в озеленении, запрещает бездумно сажать траву и косить ее под деревьями (любой покос в тени означает, что больше трава не вырастет), защищает деревья, да и вообще, написан он, что большая редкость, понятным языком и почти не допускает расхождений. Было бы достаточно прочитать правила, чтобы никогда больше не задаваться вопросом, как можно и как нельзя озеленять Москву, но беда как раз в этом «почти»: собранные из 31 документа, которые принимались московскими властями раньше, правила все-таки противоречат другим документам в паре пунктов, которые оказываются ключевыми. Во-первых, это высота газона (в одном написано, что он не должен превышать 8 см, а в другом — 3–5 см). Во-вторых — это типы газонов.

В правилах предусмотрено четыре типа газонов: обыкновенные, партерные (нарядные у подъездов или памятников), луговые и мавританские. В паспорте Москомархитектуры «Планировочное решение и благоустройство территории», разработанном на полгода раньше правил, есть только один тип газона — обыкновенный. Изменения в него не вносили, поэтому управы могут руководствоваться любым из этих двух документов — и луговому или мавританскому разнообразию стабильно предпочитают «газон обыкновенный». Причина становится понятной, как только мы касаемся бюджета: обыкновенный газон предусматривает порядка 10 различных операций — посадку, полив, еженедельную стрижку, сбор листьев и прочие процедуры. Они и формируют бюджет на благоустройство района, который ежегодно подписывает управа. Содержание и уход за луговым или мавританским газоном гораздо дешевле, чем за обыкновенным, а количество зеленой массы у них выше. Однако, если управа в этом году сэкономила на газонах, в будущем году она получит меньше средств на благоустройство.

Совет от
город-
ских
партизан

Если вы никак не хотите взаимодействовать с официальными органами, можно просто огородить свой цветник — в любом строительном магазине продаются специальные заборчики. Посадить цветы, огородить и установить хоть нарисованные от руки таблички — как правило, этого достаточно.
Практически полную гарантию сохранности вашего газона и цветов обеспечит посаженная рядом с ромашками и тыквами петуния. За прошедшие 10 лет с момента массированного озеленения города в сознании дворников навечно закрепилось, что это культурное растение, косить которое категорически запрещено.

* * *

Представления о красоте были заложены в московскую озеленительную политику еще Лужковым — и с тех пор не изменились. Основные принципы, которые можно определить как «дешевая роскошь», сводились к тому, что как можно больше ярких растений должно приходиться на единицу площади.

В феврале 1993 года власти города впервые обратились к этой теме и издали постановление «О мерах по улучшению озеленения и цветочного оформления города Москвы», которое практически целиком состояло из списка улиц, требующих газонов и клумб. Тогда же было придумано «вертикальное озеленение», и по всему городу расставили высоченные металлические конструкции с разноцветными и остро пахнущими петуниями, а также цветники — яркие клумбы, из цветов которых складываются слова или изображения куполов, гербов и прочей государственной символики. Рисуют эти плоские и вертикальные клумбы в ГКУ «Мосзеленхоз». Стандартов клумб нет. Есть приблизительное понимание, что неплохо бы сажать многолетние и однолетние цветы в соотношении 50 на 50, но на практике сажают однолетники.

Квадратный метр цветника, состоящий из однолетних растений, включая посадки, уход и уборку, стоит порядка тысячи рублей. Правда, цветник этот пересаживается трижды за год: сначала сеют тюльпаны, потом их выкапывают, сеют анютины глазки — выкапывают, потом петунии, бархатцы, бегонии — снова выкапывают; в конце, поздней осенью, засыпают разноцветной щепой. То есть сумму в тысячу рублей нужно умножить минимум на три. Квадратный метр многолетников стоит ту же тысячу рублей, только пересаживать его не нужно.

Зато нужны садовники, чья профессиональная страта была просто уничтожена в последние годы, и институт экспертизы. Отсутствие этих связующих звеньев между ОАТИ и Департаментом ЖКХ становится еще одной причиной бездумной траты денег. Так, в сентябре 2012 года ландшафтный архитектор Анна Андреева и молодой чиновник из Департамента транспорта Алексей Митяев провели эксперимент: посадили на Крымском мосту в пластиковых и деревянных кадках лиственницы, лапчатку, спирею, китайский можжевельник и овсяницу. За сезон погибли все можжевельники и спиреи — остальные выжили. Но уже в этом году московские власти заставили Тверскую улицу гранитными кадками с немецкими липами, потратив 300 миллионов рублей. Лиственницы хоть и живучее лип, но, по мнению Мосзеленхоза, зимой становятся некрасивыми; осенью липы выкопают, а на их место снова приедет туя.

Сюжет о том, как власти закапывают в землю бюджетные деньги, смотрите здесь:
 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter