Чертаново Северное и Чертаново Южное
Несколько лет назад Северное Чертаново возглавляло список самых опасных районов Москвы, тогда в нем ежедневно регистрировалось до 20 правонарушений на почве межнациональной ненависти. Район граничит с Битцевским парком и промзонами, в которых часто нелегально проживают мигранты. Согласно данным за 2013 год, которые приводят «Московские новости» в Северном и Южном Чертаново совершалось соответственно 98 и 60 преступлений на 10 тысяч человек в год. Самым частым преступлением в этом районе считаются грабежи и разбои.
Константин, 24 года:
— Когда на Пражской еще был вещевой рынок, там постоянно всякий сброд ошивался, моего бывшего одноклассника грабили там. Сейчас рынка нет и вроде стало спокойно. Мой другой друг жил в Чертаново Южном, он рассказывал, что в темное время суток опасался ходить пешком к метро, поскольку там много довольно агрессивных приезжих из стран СНГ всегда отирается. Там новый микрорайон, квартиры покупают всякие чурки и кавказцы.
Валерия, 21 год:
— Это в несчастном Гольяново опасно! А у нас тихо. Но тут близко Битцевский лесопарк, в котором водятся всякие маньяки. Собственно, Битцевский маньяк и водился, который у нас и в Ясенево в свое время навел большое количество паники. Смысла волноваться я лично не вижу. Тут скорее есть смысл волноваться жителям Южного Чертаново, а не мне, я живу в Северном. Хотя у меня в восьмом классе как-то раз украли телефон. Просто взяли, из руки выдернули и убежали. Но я тогда была маленькая и несмышленая. И это сделали такие же подростки, как и я. Может, совсем немного старше. Я обратилась в полицию, но это бесполезно с такими вопросами.
Гольяново
По данным на 2014 год, опубликованным американской The Huffington Post, этот московский район занял третье место в списке самых опасных мест планеты для туристов. Составители рейтинга посчитали, что он лидирует по уровню бедности и преступности. Действительно, согласно данным ГУ МВД по Москве за 2013 год, коэффициент преступности в Гольяново — около 80 преступлений на 10 тысяч жителей. Чаще всего в Гольяново происходят грабежи, квартирные кражи и нападения. Кроме того, в районе довольно много приезжих за счет расположенного около метро Щелковская автовокзала.
Екатерина, 57 лет:
— В лесу в Лосином острове тут рядом лет шесть назад жили кучей бомжи. Они иногда между собой вздорили и потом закапывали друг друга. Так они и жили в теплое время года. Когда мерзли, то разводили костры. Наверное, поэтому к ним и пришли в конце концов. Много трупов нашли. Но они не ели друг друга, а просто закапывали. Их в конце концов прогнали оттуда все же. Я эту историю помню, потому что одна моя коллега по органам опеки Гольяново должна была представлять в суде одну из обвиняемых, которую признали невменяемой.
Николай, 67 лет:
— Не знаю, опасный мой район или не опасный. Мне-то, мужчине, по вечерам ходить не страшно. Но женщинам может быть. Вот у меня резину тут как-то раз с моего УАЗа сняли. Я вызвал полицию, но она — ноль внимания. Вот уже вторую зиму ее не ищут даже. В том году я за гаражами спас одного парня, раздевали его. Ну как раздевали, цепочку золотую сняли, сумку отобрали. В закутке двое на него нож наставили и начали грабить. А я проходил мимо, гулял. И спугнул их. Сумку они забрали, а цепочку сорвали и потеряли. Потом мы с ним нашли ее. Полицию вызвали, но бесполезно. Я минут, наверное, сорок с ним здесь простоял, но они так и не приехали. Они даже не патрулируют здесь. Так всегда было. А вокзал нас не пугает, здесь далеко и сюда никто не забредает. Заходят некоторые, проходят мимо и ладно.
Даниловский
Даниловский район считается одним из самых опасных в Москве из-за большого количества промзон, заброшенных домов, рабочих общежитий и близости к Павелецкому вокзалу. В 2014 году представители окружного МВД сообщили, что 70% преступлений в этом районе совершаются иностранными гражданами. Согласно данным рейтинга Urban Awards-2015, здесь совершается порядка 274 преступлений на 1 тысячу жителей. «Московские новости», собравшие собственную статистику, сообщают о 172 преступлениях на 10 тысяч жителей.
Андрей, 28 лет:
— Мне не кажется, что у нас опасно, есть места и пострашнее. Но я все равно на всякий случай если иду домой поздно, то стараюсь идти не по дворам и под фонарями. Самые неприятные места в нашем районе ближе к Павелецкому вокзалу и к Москве-реке. Там начинаются промзоны, много заброшенных домов и старых бараков, в которых неизвестно кто живет. Когда едешь мимо этих заброшенных и заколоченных домов в трамвае, там иногда видны отблески света, там явно бомжи ночуют. Но скорее всего, большинство мелких преступлений, которые происходят в этом районе, связаны с вокзалом — где приезжие, там всегда много людей, готовых на них поживиться.
Оксана, 34 года:
— Я бы сказала, что здесь опасно только ближе к Павелецкой. Там цыгане пристают, спрашивают, сколько дети стоят. Мы как-то раз пошли гулять с племянницей, подбежала цыганская девочка, начала меня тянуть и орать «сколько». Я спрашиваю, что «сколько», она говорит, мол, сколько она у вас стоит. А так особо ничего такого не было. Хотя у соседки с четвертого этажа квартиру обворовывали пару раз. По мере возможности стараюсь возвращаться с работы пораньше, а то, конечно, страшно. Все пристают и вообще.
Арбат
Этот район оказался самым опасным по версии премии в области городской недвижимости Urban Awards-2015. Точная статистика преступлений по этому району недоступна, составители рейтинга утверждают, что речь идет о 315 преступлениях на 1 тысячу человек.
Наталья, 52 года:
— Никогда не чувствовала, что у меня в районе может быть опасно. Со мной тут, слава богу, никогда ничего не происходило. Хотя у нас недавно были кражи в доме. Последняя случилась летом. Перед этим подобное было года за четыре до этого. Я как-то не особенно слежу за такими вещами, из своего района почти не выезжаю и не знаю, что в других местах в Москве. Но помню, что много лет назад, после Перестройки, были такие скинхеды где-то в районе Ясенево, Люберец. Но это же девяностые и так далеко. До нас это не докатывалось, у нас спокойный район.
Люба, 24 года:
— У меня здесь конфликтов не было, но я не могу сказать, что ночью люблю гулять одна. Раньше было опаснее, чем сейчас или просто чувство защищенности стало выше с возрастом. А так мне кажутся опасными Бутово, Алтуфьево, Ясеново и Марьино. Последнее время напрягает Пушкинская из-за большого количества, извините, хачей. У нас их почти нет. Они толпами не стоят и вроде адекватные. Они в основном бомбилы на Пушкинской, а на Арбате можно сказать нет машин. И потом там УВД очень близко
Кузьминки
Кузьминки в 2010 замкнули пятерку самых опасных районов Москвы по версии МВД. По статистике двухлетней давности, в этом районе совершается порядка 79 преступлений в год на каждые 10 тысяч жителей. Основная проблема района — большая концентрация наркоманов, алкоголиков и уличных воров.
Алексей, 21 год:
— Тут много гопоты и мигрантов, они могут пристать, но обычно неагрессивные. Милиция на них не очень реагирует. Бухих много, в любое время года и погоду. На них менты внимания не обращают. Особый контроль только у метро. У меня в моем районе конфликтов не случалось, в других да, но не в этом. От своих друзей я тоже не слышал подобных историй. Чтобы не нарываться я обычно просто стараюсь возвращаться домой пораньше и ходить под фонарями.
Евгения, 27 лет:
— Ну да, как-то благополучием наш район не славится, в Кузьминках я стараюсь вообще появляться как можно реже. А так стандартно: поздно не ходить, одной тоже, некоторые улицы обходить стороной. Приставали, конечно, в том смысле, что всякие «эй, девушка» регулярно происходят. Обокрали один раз, но еще в школе. Что-то я не помню, обращалась ли вообще. Возможно, родители. В целом, неприятно, конечно, что постоянно чувствуешь хотя бы легкую опасность. В детстве нас еще отпускали одних прогуляться, сейчас, думаю, детей особо не пускают. Но вот некоторые люди бегают по утрам. У нас это здесь как-то нелепо бы смотрелось. Здесь приличные люди приходят или приезжают домой, а гуляют где-нибудь в других местах. Хотя, может, мне так только кажется.
Хорошево
Северный округ, в том числе и Хорошевский район, отличается высокой плотностью населения и не самой лучшей экологией — на его территории находятся три промзоны. По данным на 2013 год в этом районе совершалось 58 преступлений на 10 тысяч человек.
Арсений, 23 года:
— Один раз была смешная история в моем районе. Я ехал от друзей с гитарой и рюкзаком поздно вечером. Шел по дворам домой, меня остановила компания парней, которые терлись около круглосуточного магазина, попивали «Виноградный день» и всякое подобное. Сыграй, говорят, что-нибудь на гитаре. Я им, мол, ну вы чего ребят, у меня струны нет и вообще. Но они все равно не отстают, просят сыграть. Я им сыграл, они так впечатлились, что оставили мне номер телефона, чтобы я им звонил, если вдруг проблемы будут. До сих пор где-то записан. А так вроде ничего со мной тут не случалось.
Сергей, 22 года:
— У меня тут проблем никогда не было, я так натыкался только однажды на Щелковской. Хотя некоторое время назад у нас с машины стащили решетку радиатора, она стоит много денег. У нас из восьми квартир на этаже в трех стоит сигнализация на всякий случай. А что касается проблем с гопниками, я в какой-то момент просто перезнакомился со всеми, выходил и курил с ними. И теперь спокоен на этот счет.
Настя, 23 года:
— У нас вообще довольно спокойно. Но была история, когда друг поздно от нас ехал, а его чуть не гопнули в подземном переходе. Но опасение вызывает стройка рядом с нашим домом около пересечения проспекта Маршала Жукова и улицы Народного Ополчения. Там темно, леса и неприятно. Как-то раз на Шаболовке за мной погнались какие-то ребята, я никогда в жизни так быстро не бегала и теперь опасаюсь подобных мест. Я лучше полчаса буду сидеть на остановке и ждать автобус, чем пойду мимо стройки. А в остальном все спокойно. Мы как-то раз пошли в магазин ночью и к нам попытались приставать дембелеватого вида ребята, но мы с ними быстро заобщались.
Вера Альперович,
эксперт информационно-аналитического центра «Сова», который занимается проблемами национализма и ксенофобии, объяснила БГ, почему москвичи так подозрительно относятся к выходцам с Кавказа и из Средней Азии:
— Просто ответить на вопрос, опасны ли приезжие, невозможно — они бывают разные. Ситуация скорее заключается в том, что они обычно заняты низкооплачиваемым низкоквалифицированным трудом — и именно такие люди совершают правонарушения, вне зависимости от того, москвичи они или приезжие. Потому такие места как рынки очень часто становятся местами мелких преступлений. Да, там много неместных, но это не напрямую связанные вещи.
Кроме того, нужно обращать внимание на то, о каких правонарушениях идет речь. Мигранты чаще совершают мелкие правонарушения, связанные с нарушением условий присутствия или подделкой документов.
Москвичи так не любят кавказцев и выходцев из Средней Азии, потому что те, в отличие от белорусов, внешне и по манере себя вести сильно выделяются. Так что с одной стороны тут речь о банальной ксенофобии. Но с другой — это столкновение культур. Какие-то вещи, которые им кажутся нормальными, здесь не приняты, и наоборот.
Часто люди необоснованно враждебно относятся к самым безобидным вещам. У ныне запрещенной организации ДПНИ когда-то был ролик, на котором ребята откуда-то с Кавказа танцуют лезгинку в метро. Просто танцуют, никому не мешают. И видео сопровождалось текстом, который бы подошел ролику, на котором убивают кого-то. Совершенно неадекватная реакция. Если бы танцевали вприсядку люди в кокошниках, реакция была бы другой. Так что москвичи порой самые безобидные вещи воспринимают как угрозу. При этом более опасные проявления острее принимаются от приезжих, чем от местных.