Иллюстрация: Александр Гладких
Уже третий час я пытаюсь сыграть гамму ля мажор в одной позиции (это когда рука двигается только в одном направлении — сверху вниз, а не вдоль грифа). Я уже знаю о том, что теперь мои пальцы имеют нумерацию от одного до пяти и в специальных гитарных нотах всегда прописано, каким пальцем какую ноту следует нажимать. Это сильно упрощает процесс, так как на гитаре — в отличие от, скажем, фортепиано — на каждой струне можно сыграть двадцать четыре ноты в зависимости от того, на каком ладу ее зажать. Моя левая рука болит, на правой теперь категорически запрещено стричь ногти: они у классических гитаристов должны быть длинными, чтобы проще было играть переборами. Вообще, вопреки общему мнению у гитариста больше устает правая рука — та, которой перебирают струны, — и весь секрет игры как раз и состоит в том, насколько вы владеете ею.
Мое третье занятие с репетитором проходит как нельзя лучше. Я уже играю одну из надоевших всем еще до моего рождения и раздающуюся тут и там в час пик в метро мелодию, гаммы и арпеджио. Занятия проходят раз или два в неделю, оплата почасовая, к репетитору я приезжаю сам, хотя и он, в принципе, не против выезжать на дом.
Для начала занятий нужно не так много. Гитара, в случае с классической школой — нейлоновые струны и ноты. И, собственно, все. Желательно к гитаре прикупить хороший кофр, еще лучше, если он будет жестким. Это я точно знаю по собственному опыту, так как первую гитару мне уничтожили двери троллейбуса.
Как и в случае с любым музыкальным инструментом, начинать учиться играть на гитаре после 20 поздно. Руки деревянные, пальцы толстые, времени мало и так далее.
Первый вопрос, на который следует ответить, — чему вы собираетесь учиться. Учиться классической гитаре — значит, играть в основном только по нотам, сидеть, держа одну ногу на специальной ступеньке, и держать гитару почти как виолончель. Это не традиционная для всех попоек игра чесом по аккордам, это в основном игра мелодических линий с аккомпанементом.
Джазовая гитара по большому счету самое правильное направление в обучении. В джазе главное значение имеет то, как образуются и по каким принципам существуют гармонии. Человек, занимавшийся джазом, потом сможет играть любую музыку — и рок, и фанк, и поп, и все, что только бывает.
Когда вы ответили себе на вопрос «что?», можно смело браться за решение вопроса «кто?». Интернет пестрит объявлениями об уроках гитары, но большинство из них заканчиваются разучиванием соло из “Stairway to Heaven” или, что еще страшнее, “The Unforgiven” группы Metallica.
Мест, где искать преподавателей, не так много. Все репетиторы в основное свое рабочее время преподают. Там, где они это делают, их и стоит искать, ходить, договариваться.
Классических и джазовых педагогов стоит искать в Академии им. Гнесиных на отделении эстрады и джаза, в Университете культуры и искусств в Химках, в Московском педагогическом государственном университете. Еще хорошая школа гитары существует в ДК «Москворечье», в бывшей джазовой студии.
Один из лучших педагогов Москвы, человек со звучной фамилией Брандт, иногда жалуется, что узнают его в основном потому, что
Круг преподавателей джазовой гитары более тесный, но и вычленить хороших проще. Есть Андрей Лазовский — известный джазовый гитарист, где только ни игравший, в том числе и в составе трио Кузнецов-Серов-Лазовский, которое вполне может претендовать если не на наше джазовое все, то на бесспорно недосягаемый для большинства уровень игры. У него начинают играть быстро, хорошо, и все довольны. Кроме того, Лазовский дает ученикам возможность играть ансамблем, потому что только так можно почувствовать гитару как инструмент — в группе людей, квартете, квинтете.
Рок-гитаристов, в принципе, немного, а те, что часто светятся в телевизоре, не всегда склонны давать частные уроки. Даже за большие деньги. Исключением может быть, например, Виктор Зинчук, который выпустил на двойном DVD видеошколу, где за несколько часов обещает научить человека всему — от того, как брать аккорды, до того, как строить импровизационную линию. Говорят, он также дает частные уроки, но это особо не афишируется и, видимо, стоит уж каких-то совсем больших денег.
Еще один способ научиться игре на гитаре — видеошколы. Их в мире существует немыслимое количество, каждый уважающий себя гитарист записал хотя бы один мастер-класс. От классической гитары до джаза, от тейпинга (игры кончиками пальцев, как на клавишах) до безумных гитарных запилов и от Би Би Кинга до группы Slipknot.
Учиться только на гитарных школах невозможно — это скорее дополнение. Сидит себе перед камерой
Где учиться играть на гитаре
Алексей Бадьянов
Преподает в ДК «Москворечье» (бывшая Московская джазовая студия). Основатель ансамбля Groove Party, играет в основном в стиле gypsy jazz, то есть джаз с элементами цыганской музыки. Лауреат множества премий и джазовых фестивалей. Занятия
Каширское ш., 52, 324 20 64
Константин Серов
Преподает в Академии им. Гнесиных на кафедре
Поварская, 30, 290 48 37, www.gnesin-academy.ru
Леонид Устинов
Преподает в Московском педагогическом государственном университете. Занятия
Новоспасский пер., 3, 912 45 71, www.mpgu.ru
Андрей Лазовский Преподает в Академии им. Гнесиных на кафедре
Поварская, 30/36, 290 48 37, www.gnesin-academy.ru
Цена у всех учителей договорная, разброс цен от $10 до 100 в час
Гитарные видеошколы
Виктор Зинчук
DVD «Мастер-класс!»
цена: $17,95
www.russiandvd.com
Джо Пасс
DVD “Solo Jazz Guitar”
цена: 50 р.
www.samouchiteli.ru/catalog/view/?id=349
B.B.King
DVD “Blues Master” I, II, III
цена: 50 р.
www.samouchiteli.ru/catalog/view/?id=343