Атлас
Войти  

Также по теме

Перрон останется

Через несколько лет практически неизвестное горожанам Малое кольцо Московской железной дороги, построенное еще в 1908 году, должно стать чем-то вроде парижской RER или берлинской S-Bahn. Предполагается, что новая дорога оживит окраины и поможет в борьбе с пробками. БГ посмотрел, как выглядит Малое кольцо сейчас

  • 9791
Сейчас по Малому кольцу ходят только грузовые составы, которые обслуживают около 200 промышленных предприятий Москвы. Из 14 небольших вокзалов, построенных в начале XX века в стиле модерн, сохранилось 13. К концу 2015 года планируется построить 31 станцию и связать некоторые из них с метро, электричками и наземным внутригородским транспортом. В идеале московская S-Bahn должна соединить окраины и дать импульс к развитию огромных заброшенных территорий в черте города — соответственно, разгрузится центр и Кольцевая линия метро. На отдельных участках Малого кольца планируют сохранить грузовое движение. Для этого уже сейчас прокладывают третий главный путь.
Станция Белокаменная, 1908 год

Станция Белокаменная, 1908 год


Строительство

Малое кольцо спроектировал инженер путей сообщения Петр Рашевский, а технические постройки, здания вокзалов и прилегающие жилые дома — архитектор Александр Померанцев, автор Верхних торговых рядов на Красной площади (ГУМ) и собора Святого Александра Невского в Софии. В начале века Окружная железная дорога была очень важна для Москвы: от вокзалов ежедневно разъезжались тысячи извозчиков, груженных промышленным сырьем и товарами. В путеводителе по Малому кольцу 1912 года Николай Останкович писал: «При обширности Москвы гужевая перевозка грузов, совершающаяся на больших расстояниях, при тесноте улиц и теперь крайне стесняет громадное движение по улицам трамваев, экипажей и людей».

1908

год постройки Малого кольца

С конца XIX века в Городскую думу подавалось множество различных проектов по стро­ительству Малого железнодорожного кольца. Весной 1902 года начались работы. Отчуждение земель у владельцев загородных домов не всегда проходило гладко. Так, например, потомственный почетный гражданин Владимир Капустин не мог получить компенсацию целых десять лет и все свои треволнения описал в книге «Десятипетие (1903–1913) оценочного производства по от­чуждению участка земли в Леонове для Московской окружной железной дороги (выяснение владельцем своих убытков посредством личных объяснений, планов, документов и фотографических снимков)». Были частники, которые, узнав о строительстве, начинали разбивать сады на своей земле, чтобы получить компенсацию как за парк.

Официальное открытие Мало­го кольца состоялось 19 июля 1908 года. Торжества проходили на станции Серебряный Бор. Митрополит Московский и Коломенский Владимир освятил путь и паровоз, а супруга генерал-губернатора перерезала зеленую ленту. В основном дорога предназ­началась для перевозки грузов — пассажирское движение никогда не было интенсивным (окончательно оно заглохло в 1934 году). Возили хлеб, муку, реже — каменный уголь и нефтяные грузы. До­рога тянулась через пром­зону: кирпичные, мыловаренные, лаковые, нефте­перерабатывающие заводы, шелковые и жестяные фабрики неожиданно сменялись дачными поселками и лесами — а потом опять появлялись фабрики по производству лент и платьев и механические заводы.

Дом начальника участка тяги на станции Лихоборы

Дом начальника участка тяги на станции Лихоборы построен в неорусском стиле и украшен сохранившейся скульптурой совы. До недавнего времени в нем находилась поликлиника. Сейчас здание заколочено, а вокруг образовалась стихийная свалка


Советское время

С мая 1917 года по 1936 год Окружная дорога обозначала границу Москвы. В 1930-е годы здания уже ненужных станций приспосабливают под детские сады, школы, поликлиники, бани. Закончено строительство кожно-венерологической больницы на Пресне. На некоторых станциях появились овощехранилища, там даже стали разводить домашних животных на убой. От животноводства, впрочем, вскоре пришлось отказаться: убегавших свиней и кроликов часто да­вили поезда. Во время войны через Малое кольцо на восток эвакуировались заводы. В 1943 году рабочие и служащие Окружной дороги собрали деньги на постройку бронепоезда. В то время Малое кольцо возглавляла Зинаида Троицкая — первый случай в истории, когда железной до­рогой руководила женщина.

станция Воробьевы Горы

Уличный фасад станции Воробьевы горы из «Альбома исполнительных типовых чертежей Московской окружной железной дороги 1903–1908 годов. Том I»


Станции

К архитектурной красоте станций и привокзальных построек проектировщики и заказчики относились серьезно. Петр Рашевский, защищая работу архитектора По­меранцева на одном из съездов инженеров, сказал: «Пора наконец и русским строителям отрешиться от однообразных построек по одному шаблону и перейти к более красивым…» Николай II заявил, что до­рога «должна иметь сообразный первопрестольной столице вид». А уже через 4 года автор путеводителя Николай Останкович назовет Малое кольцо одним из грандиозных и красивейших сооружений России. Несмотря на то что фасады таких станций, как Ростокино, Лефортово, Белокаменная, Кожухово, Черкизово считаются типовыми, архитектурное разнообразие Малого кольца поразительно. Модерн такого качества в Москве не так-то легко найти. 

54

километра — протяженность Окружной дороги
Все пассажирские здания и жилые дома для работников станций были построены из кирпича и покрыты дорогой черепицей, заказанной из Варшавы. Корреспондент «Голоса Москвы» писал в 1907 году: «Вокзалы Окружной дороги — игрушка, но она, сказать словами железнодорожных чиновников, также обошлась в хорошую копеечку». К началу 1920-х годов Малое кольцо располагало в общей сложности 156 зданиями дореволюционной постройки. Сейчас в большинстве вокзалов находится администрация станций. Быв­шие жилые дома сдаются под офисы. Практически везде поставлены стеклопакеты, а крыши покрыты еврочерепицей. До нас дошли далеко не все старые строения Окружной дороги. Только за последний год была разру­шена путевая казарма в Ле­фортово, жилой дом в Андроновке, часть депо в Лихоборах. Как обычно, власти и проектировщики обещают сохранить исторические здания, а «Архнадзор» считает, что угроза отдельным дореволюционным сооружениям Малого кольца все равно существует. Многое зависит и от причуд конкретных на­чальников. Например, накануне празднования столетия Малого кольца в 2008 году глава Московской железной дороги велел перекрасить все здания из исторической красно-белой гаммы в бело-голубую. Правда, из-за спешки перед юбилеем часть домов была покрашена только с трех сторон.

31

станция появится к концу 2015 года


Современный проект

Компания «Московская кольцевая железная дорога» по­явилась около года назад. На­половину она принадлежит РЖД, наполовину — городу. К концу 2015 года на Малом кольце собираются запустить регулярное пассажирское движение и построить 31 станцию. Девять из них будут связаны пересадками с пригородными станциями, 15 — с метро. Три станции — Сити (станция метро «Международная»), Окружная (планируется строительство станции метро «Окружная»), Рязанская (планируется строительство станции метро «Нижегородская улица») — будут связывать и пригородные поезда, и метро. Проект оценивается приблизительно в 125 миллиардов рублей. В 2001 году в самом длинном железнодорожном тоннеле Москвы была сооружена новая станция Площадь Гагарина. Сейчас работы ве­дутся на юго-западном участке — между старыми станциями Канатчиково и Пресня. К сожалению, дореволюцион­ные постройки слишком малы и не смогут служить станциями, новые же будут оснащены теплым пассажирским терминалом, туалетами, пунктами питания и специальными устройствами для инвалидных и детских колясок. Другим ус­ловием успешности проекта является преображение прилегающих территорий. Сейчас из 54 километров 31 километр дороги проходит вдоль промзон, 10 километров — между жилыми районами, окруженными гаражами, и 13 километров — вдоль территорий парков и лесов. 

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter