Станция Белокаменная, 1908 год
Строительство
Малое кольцо спроектировал инженер путей сообщения Петр Рашевский, а технические постройки, здания вокзалов и прилегающие жилые дома — архитектор Александр Померанцев, автор Верхних торговых рядов на Красной площади (ГУМ) и собора Святого Александра Невского в Софии. В начале века Окружная железная дорога была очень важна для Москвы: от вокзалов ежедневно разъезжались тысячи извозчиков, груженных промышленным сырьем и товарами. В путеводителе по Малому кольцу 1912 года Николай Останкович писал: «При обширности Москвы гужевая перевозка грузов, совершающаяся на больших расстояниях, при тесноте улиц и теперь крайне стесняет громадное движение по улицам трамваев, экипажей и людей».
1908
С конца XIX века в Городскую думу подавалось множество различных проектов по строительству Малого железнодорожного кольца. Весной 1902 года начались работы. Отчуждение земель у владельцев загородных домов не всегда проходило гладко. Так, например, потомственный почетный гражданин Владимир Капустин не мог получить компенсацию целых десять лет и все свои треволнения описал в книге «Десятипетие (1903–1913) оценочного производства по отчуждению участка земли в Леонове для Московской окружной железной дороги (выяснение владельцем своих убытков посредством личных объяснений, планов, документов и фотографических снимков)». Были частники, которые, узнав о строительстве, начинали разбивать сады на своей земле, чтобы получить компенсацию как за парк.
Официальное открытие Малого кольца состоялось 19 июля 1908 года. Торжества проходили на станции Серебряный Бор. Митрополит Московский и Коломенский Владимир освятил путь и паровоз, а супруга генерал-губернатора перерезала зеленую ленту. В основном дорога предназначалась для перевозки грузов — пассажирское движение никогда не было интенсивным (окончательно оно заглохло в 1934 году). Возили хлеб, муку, реже — каменный уголь и нефтяные грузы. Дорога тянулась через промзону: кирпичные, мыловаренные, лаковые, нефтеперерабатывающие заводы, шелковые и жестяные фабрики неожиданно сменялись дачными поселками и лесами — а потом опять появлялись фабрики по производству лент и платьев и механические заводы.
Дом начальника участка тяги на станции Лихоборы построен в неорусском стиле и украшен сохранившейся скульптурой совы. До недавнего времени в нем находилась поликлиника. Сейчас здание заколочено, а вокруг образовалась стихийная свалка
Советское время
С мая 1917 года по 1936 год Окружная дорога обозначала границу Москвы. В 1930-е годы здания уже ненужных станций приспосабливают под детские сады, школы, поликлиники, бани. Закончено строительство кожно-венерологической больницы на Пресне. На некоторых станциях появились овощехранилища, там даже стали разводить домашних животных на убой. От животноводства, впрочем, вскоре пришлось отказаться: убегавших свиней и кроликов часто давили поезда. Во время войны через Малое кольцо на восток эвакуировались заводы. В 1943 году рабочие и служащие Окружной дороги собрали деньги на постройку бронепоезда. В то время Малое кольцо возглавляла Зинаида Троицкая — первый случай в истории, когда железной дорогой руководила женщина.
Уличный фасад станции Воробьевы горы из «Альбома исполнительных типовых чертежей Московской окружной железной дороги 1903–1908 годов. Том I»
Станции
К архитектурной красоте станций и привокзальных построек проектировщики и заказчики относились серьезно. Петр Рашевский, защищая работу архитектора Померанцева на одном из съездов инженеров, сказал: «Пора наконец и русским строителям отрешиться от однообразных построек по одному шаблону и перейти к более красивым…» Николай II заявил, что дорога «должна иметь сообразный первопрестольной столице вид». А уже через 4 года автор путеводителя Николай Останкович назовет Малое кольцо одним из грандиозных и красивейших сооружений России. Несмотря на то что фасады таких станций, как Ростокино, Лефортово, Белокаменная, Кожухово, Черкизово считаются типовыми, архитектурное разнообразие Малого кольца поразительно. Модерн такого качества в Москве не так-то легко найти.
54
31
Современный проект
Компания «Московская кольцевая железная дорога» появилась около года назад. Наполовину она принадлежит РЖД, наполовину — городу. К концу 2015 года на Малом кольце собираются запустить регулярное пассажирское движение и построить 31 станцию. Девять из них будут связаны пересадками с пригородными станциями, 15 — с метро. Три станции — Сити (станция метро «Международная»), Окружная (планируется строительство станции метро «Окружная»), Рязанская (планируется строительство станции метро «Нижегородская улица») — будут связывать и пригородные поезда, и метро. Проект оценивается приблизительно в 125 миллиардов рублей. В 2001 году в самом длинном железнодорожном тоннеле Москвы была сооружена новая станция Площадь Гагарина. Сейчас работы ведутся на юго-западном участке — между старыми станциями Канатчиково и Пресня. К сожалению, дореволюционные постройки слишком малы и не смогут служить станциями, новые же будут оснащены теплым пассажирским терминалом, туалетами, пунктами питания и специальными устройствами для инвалидных и детских колясок. Другим условием успешности проекта является преображение прилегающих территорий. Сейчас из 54 километров 31 километр дороги проходит вдоль промзон, 10 километров — между жилыми районами, окруженными гаражами, и 13 километров — вдоль территорий парков и лесов.