Атлас
Войти  

Также по теме гиды

Орел, телец и еж: Искусство западноевропейского гобелена в салоне Strato

  • 1952


«Замок Цирцеи» (215×290 см) — выдающийся гобелен XVIII века, сотканный на Королевской мануфактуре Обюссона по эскизу Жан-Батиста Удри, придворного художника Людовика XIV

Гобелены кажутся каким-то несерьезным делом. Ну, подумаешь, коврики. Или даже ковры. Коврищи. То ли дело фрески того же времени. Или иконы. Или, уж тем более, живопись. Экскурсоводы небольших европейских музеев думают, как ни обидно, точно так же: не жалуют, пробегают с группами на большой скорости. В флорентийском палаццо Медичи-Риккарди, где сейчас префектура, фрески Гоццоли можно разглядывать хоть с лупой, а громадные, редчайшие, с пола до потолка, гобелены украшают какой-то дурацкий зал заседаний, и смотреть на них приходится издалека и с жутко неудобного места.

Strato — место для выставки не менее странное, чем префектура: здесь торгуют хай-тековыми кухнями. Что, может, и правильно: гобелены (или, как их еще называют, шпалеры) — искусство прикладное, к мебели его как раз и прикладывать. Рассматривая, важно помнить вот что: во времена тех же Медичи они ценились куда больше живописи. Во дворцах современники первым делом оценивали отделку резных потолков, потом как раз шпалеры и ковры, затем мебель, и уж в самую последнюю очередь — картины. Шпалер в мире сохранилось не так уж много, каждая буквально на вес золота, и среди них попадаются совершенно невероятные экземпляры. Если они в хорошей сохранности — рассматривать их можно практически бесконечно. Становится по крайней мере понятно, отчего на каждый квадратный метр мастера тратили по году и больше.

Особенно интересно разбираться, что означает та или иная деталь. Ведь айва — это не просто айва, а символ супружества, кошелек — атрибут меланхолии, еж — чревоугодия, а, скажем, дикобраз — эмблема Людовика XII. В гобеленах зашифровывались масонские знаки, древние анекдоты и тихие неприличности: например, в Венеции в образе богини Флоры изображались обычно куртизанки. Вот «Замок Цирцеи» — вроде бы обычный буколический сюжет, а на деле — подробная иллюстрация к популярному эпизоду из «Метаморфоз» Овидия, причем странная: с невесть откуда забредшим единорогом. Глядя на такие вот коврики, золотая молодежь нескольких веков оттачивала свое красноречие, и соревноваться, кто изящнее перетолкует символику вытканного, по сей день необычайно увлекательно — правда, придется вооружиться парой увесистых томов вроде «Словаря сюжетов и символов» Джеймса Холла. Десять гобеленов XVI-XIX веков из частной коллекции парижского собирателя Юга Хельффера ничуть не уступают тем, что висят в Лувре или Эрмитаже. А Хельффер к тому же некоторыми своими гобеленами торгует, так что можно и прицениться, если что.

STRATO, Новинский б-р, 7/1, м. «Краснопресненская», 205 11 28, до 25 марта.

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter