Атлас
Войти  

Также по теме Московские типажи

Около ноля

БГ продолжает описывать городские типажи. В этом выпуске — женщины, которые подбирают мелочь у нулевого километра

  • 7570
Около ноля
Вот о чем бы я хотела написать — о трансформации нищенской сумы. Сделать фото­альбом «Сума XXI века» и разместить там снимки главных современных котомок. Что теперь вместо сермяжной торбы? Пустой стакан из-под большой порции макдоналдсовского кофе; пластиковый контейнер из-под магазинного салата; целлофановый кулек с логотипом магазина «Пятерочка», привязанный к поясу, и расстегнутая китайская спортивная сумка на асфальте. А у дам, которые подбирают мелочь возле нулевого километра, у них самые нарядные в городе сумочки для сбора денег — бумажные подарочные пакеты в крупную розу или сиреневый букет. Ведь дамы работают почти что на Красной площади, а на Красной площади надо выглядеть.

Дамы эти — наши сегодняшние героини. Они не нищенствуют, они собирают деньги возле интерактивного памятника — хотя, конечно, занятие их настолько близко к христарадничеству, насколько это возможно. И все же они — особая каста, особый тип. 
 
Нулевой километр (начало всех российских дорог) похож на красивый бронзовый канализационный люк, и расположен он на проходе от Манежной площади к Красной, перед Воскресенскими воротами и Иверской часовней, сбоку от маршала Жукова. Место декоративное, символи­ческое — вокруг него сложился ритуал. Нужно стать на круг, закрыть глаза, загадать желание и перебросить через плечо монетку. Вот эти монетки и собирают немолодые (большей частью) гражданки, дежурящие около нуля — и днем и ночью.  
Это ведь собирательство — то, чем дамы занимаются, — и одновременно они хранительницы ритуала, поддерживающие в нравственной чистоте и организационном порядке маленький городской культ. Нулевой километр — суеверный алтарь, кто-то же должен служить возле этого алтаря. Я уже сталкивалась с такими жреческими командами: в тихих местечках они более сплоченные, с постоянным составом. Очень популярны сейчас в России «добрые» памятники, с которыми можно коммуницировать, — одних денежных деревьев понаставили штук шесть по разным городам. Я ездила к кронштадтскому. Там чугунное древо желаний с ухом, дуплом и гнездом. К дереву возят экскурсантов на автобусах. И собиратели денег (все из близлежащего дома) ссорятся с экскурсоводами и воюют за свою, правильную, версию отправления культа. Монетка — жертва, возлагаемая на новообрядческий алтарь; к монетке прилагается желание, просьба. Охотно рассказывают правила: «желание нужно написать на бумажке, а после завернуть монетку», «бросать в гнездо, а не совать в дупло», «монетки лучше всего десятирублевые» (кто б сомневался) — и много еще разных тонкостей. Заодно, конечно, прибирают денежки-то, разоряют гнездышко, но в об­щем не противоречат идее жертвоприношения. Лучший кусок — жрецу. Спрашиваешь их: как ритуал рос, кем придумывался? А в ответ: «Сам, верите, сам поя­вился. Как с неба спустился». 



Нулевой километр — суеверный алтарь, кто-то же должен служить возле этого алтаря

Вот так же и с нулевым километром. Люк со звездой установили сравнительно недавно — в 1996 году, и я помню, что в первый год или около того никакого ритуала еще не было. Потом началось движение, и вот пошел слух, что к километру следует приходить девушкам, ищущим матримониальных радостей (барышня должна по­просить себе жениха и бросить денежку, и в тот же год…). Это было начало; девический миф, надо полагать, связан с иконой Иверской Божией Матери, которая хранилась еще в прежней, разрушенной часовне. Перед иконой принято было молиться о замужестве. Казалось бы, где икона и где нулевой километр — неважно где, близко; маленький культ строился, рос; потом уж стало считаться, что загадывать можно любое желание. Дамы-сборщицы все знали о правилах: надо ли закрывать глаза, лицом ли следует стоять к Воскресенским воротам или спиной; бросать через левое или правое плечо. Ритуал с неба спустился, пора деньги со­бирать. Единственное, Красная площадь — очень уж золотое место, очень непростое, и опасности, подстерегающие жреца, неисчислимы, поэтому состав сборщиков и сборщиц быстро меняется. А в годы, когда строилась гостиница «Москва», и вовсе был перерыв в женском жречестве — возле нулевого километра дежу­рили молодые гастарбайтеры, и бедной женщине не доставалось ни копеечки.

В осенний холодный день (солнце, ветер, очередь желающих «загадать, бросить и сфоткаться») на посту стояли две дамы. Лет шестидесяти крепкая женщина, в клеенчатых штанах от горнолыжного костюма, и дама постарше, в павловском платке. Дама постарше, Марья, скажем, Ивановна, на вопрос, далеко ли живет, неопре­деленно хмыкнула и сказала: «Да мы вон оттуда, с паперти». И махнула рукой в сторону часовни. Спросила я ее, почему в их компании нет мужичка. Обычно же бывают? Марья Ивановна ответила, что был нынче «на сборе» мужчина, да убежал. Собрал на пиво и на туалет и пошел от­дохнуть. Хотя вообще он интересный — ловит мо­нетки на лету. На таких народ смотреть любит. Но — ленивый. Потом сказала: «Мы про таких работничков го­ворим: «Собирает на поссать». Миссию по сбору мелочи Марья Ивановна назы­вает работой, время от времени у нее проскальзывает «во столько-то уходим с работы», «я недавно работаю». Часто ли у нее спрашивают о подробностях ритуала? «Многие подходят и долго стоят, смотрят, как другие кидают, фотографируются, видно, что долго стоят оттого, что сами стесняются. Но спрашивают редко». А между тем половина бросает-то неправильно. Через правое плечо. А надо — через левое! Что Марье Ивановне больше всего нравится в работе? Нравятся свадьбы. Оттого что самые выгодные клиенты? «Нет, я люблю на платья смотреть». Не тя­жело ли наклоняться? «Да ой! Всю жизнь на огороде». Много ли удается насобирать? Ох, некорректный вопрос. Марья Ивановна туманно ответила, что бросают люди маленькие монеты, свою мечту не ценят и очень много вокруг украинцев: «Я уж этот трезубец за версту вижу и даже не пойду поднимать». Потом — приходится же делиться. Места эти покупные.

И все же они не сетевые нищие, которых привозят в Москву бригадами с уже готовыми текстами: «Вы сейчас думаете, по­чему это я, такая молодая, прошу; люди дорогие, никому не пожелаю такой судьбы, чтобы ходить-просить, поверьте, ни­кому не пожелаю такого стыда, покажу все бумаги, если хотите…» Унылые плотные молодые бабы с адским тембром, чтобы перекричать метрополитеновский шум. Нет, в сборщицах мелочи возле нулевого километра есть и живость, и личное отношение, и свой взгляд. Перед ними лежит сытая глянцевая площадь, светская па­перть Москвы, и они скорее приживалки при красивом и богатом месте.

В дамах «возле нуля» чувствуется некоторое превосходство. Прибегает к их километру пол-России, народ фоткается-фоткается, бросает денежки, люди даже в очереди стоят, чтоб загадать желание на люке, а дамы — хозяйки места, хозяйки положения, хранительницы традиций. И у каждой в руках — нарядный подарочный пакетик. Современная сума.

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter