“Вы выполняете печать на футболках?» – спрашивала я менеджеров фирм, изготавливающих сувенирную продукцию. «Да, – отвечали мне. – А что именно вы хотите?» Я хотела видеть на майке портрет именинника – бывают же портреты Че или синеглазого Курта Кобейна. Я даже готова была сама сделать макет. Но это нехитрое, на мой взгляд, желание встретило как минимум три препятствия.
Во-первых, тираж. Футболка нужна была только в одном экземпляре. Печатникам за такое дело браться невыгодно. Лет тридцать назад принты на футболках делали вручную, но и то старались много раз использовать один и тот же трафарет. Потому все и ходили в одинаковых футболках с портретом Демиса Руссоса, надписью «ABBA» или еще какого-нибудь бренда. Кстати, краски тогда использовали масляные, зачастую они пропитывали ткань насквозь, и помимо груди Руссос оказывался на спине.
Сегодня футболку с рисунком в одном экземпляре можно заказать, кажется, только в одном месте – копировальном центре «Копитан».
Правда, там меня честно предупредили, что их краски выдержат лишь пару-тройку стирок, а потом поблекнут. В других фирмах минимальный тираж составляет от 10 до 50 экземпляров в зависимости от способа печати. Но поскольку дизайн-студий сейчас в Москве масса, то цены умеренные – от 10 до 50 долларов. Самый дорогой принт (черная футболка, три цвета, способ печати – шелкография) мог обойтись мне в 140 долларов. Так что при желании за одну майку можно заплатить как за целый тираж.
Во-вторых, изображение. По неопытности я взяла из домашнего альбома любимую фотографию именинника: он сидит на камнях на фоне синего неба, желто-жухлой травы и маяка вдали. Однако картинка с трудом поддавалась макетированию, и печатать ее можно было только целиком. На фирменные футболки это походило мало. Уже потом печатники объяснили мне, что в качестве изображения надо брать не фотографию, а рисунок: он четче передается на ткани, да и вариантов оформления больше.
Наконец, выбор способа печати. Можно, например, отпечатать изображение флюоресцентными красками, или методом термоподъема сделать картинку выпуклой, или добавить в краску специальную «вспенку». Однако в дизайнерских конторах об этом почему-то умалчивают, предлагая только два варианта: шелкографию (краски продавливаются через специальную сетку) и термоперенос (картинка переводится на ткань с особой бумаги с помощью высокой температуры и давления).
Первый метод хорош тем, что он почти вечен: ткань истлеет, а краски останутся. Но в наших студиях так делают в основном надписи. Для картинок же предлагают термоперенос, недостаток которого в том, что он недолговечен, к тому же выполнять его лучше на белых хлопчатобумажных тканях. Поэтому, выбирая типографию, постарайтесь объехать как можно больше мест, посмотреть образцы продукции и лично побеседовать с печатником.
Что же касается меня, то дизайн-студия «Алекс Миллер», которой я доверила заказ, нашлась через знакомых. Я приехала в 9 часов утра в понедельник, в не проснувшийся еще офис, отдала деньги (10 долларов – как за 10 штук), футболку и CD с уже готовым макетом. Прямо при мне картинку распечатали на вощеной бумаге, а потом прижали к футболке 180-градусным прессом. Пообещали, что после трех-пяти стирок краски поблекнут лишь вполовину. Принт вышел, кажется, неплохо. Правда, майку пока не стирали.
СДЕЛАТЬ ПРИНТ
Алекс Миллер пл. Журавлева, 4, 962 15 89
Копитан 1-я Тверская-Ямская, 29, стр. 2, 251 00 43
Пятая высота Первомайская, 1/2, 367 58 10