Отец Гедеон, лодочник. Прежде занимался еще и рыбной ловлей, но монастырь предпочел рыбу покупать: рук не хватает.
Фотографии: Иван Пустовалов
— Монастырь — это как военная база. Представь, несколько месяцев в году мы вообще отрезаны от мира льдом. Поэтому главные принципы жизни здесь — беспрекословное подчинение старшим, работоспособность, вменяемость. Каждый монах — это боеспособная единица.
Отец благочинный Коневского
Пристань выполняет роль главной улицы и места встреч.
Холодные воды окружают нас с благочинным со всех сторон, потому что то, где мы находимся, — остров. За черным плечом моего собеседника хорошо видны несколько деревянных крестов — это кладбище, на котором еще несколько лет назад помещался теннисный корт. Остров, где с XIV века существовал монастырь, в советские времена был отдан военным. О славном милитаристском прошлом свидетельствует склад ржавой техники, полузатопленный в прибрежной воде.
— В храме Рождества Пресвятой Богородицы военные устроили склад, — изящная кисть благочинного указывает в сторону голубых барочных куполов со слегка облупившейся краской, увенчанных позолоченными крестами. Я говорю отцу, что склад — это еще ничего, что я за свою жизнь видела храм-котельную,
— Военные ушли в 1991 году, когда остров вернули
— А ты когда приехал?
— В 1997 году. Я приплыл на лодке. Была ночь и сильный туман.
— Что ты делал до того, как стал монахом?
— Жил в Кишиневе. Учился в училище.
— Сколько тебе лет?
— 32.
Отец Святослав, молодой благочинный монастыря. Любимая книга — «Невидимая брань» преподобного Никодима Святогорца
У благочинного зеленые глаза и правильные черты лица. Святослав — второй человек в монастыре после настоятеля. Если вы вдруг соберетесь стать насельником Коневского мужского монастыря, именно от решения отца благочинного будет зависеть, примут вас в обитель или нет. Отбор производится строгий.
— Тот, кто хочет стать монахом, приезжает на остров и становится трудником. Работает, например, год — помогает храм восстанавливать или по хозяйству. Работы у нас всегда много. Все это время я смотрю на человека, оцениваю.
— Что оцениваешь?
— Во-первых, проверяю, нет ли судимостей и пристрастия к наркотикам. Дальше смотрю, насколько вменяемый человек, готов ли жить в коллективе, выполнять приказ.
— У тебя не обитель, а какая-то казарма.
— Правильно. Я тебе не зря говорил про военную базу. Это герметическая структура, которая контролируется сильными людьми, обладающими оружием и властью над другими людьми, что дает возможность защищаться.
— Звучит как-то… неблагостно.
— В январе на острове — минус двадцать и чудовищный ветер. Ладога стоит. Даже больного отвезти на Большую землю — проблема. Если в этих условиях хотя бы один из братии не выполняет своих обязанностей или слетает с катушек, это угрожает жизни всех. А нас здесь всего 26 человек…
Отец Варлаам. Раньше работал в публичной библиотеке, отбирал книги для монастырского хранилища. Теперь печет хлеб вместе с отцом Гедеоном, обычно под музыку.
Беседу прерывает гудок — это швартуется у пристани монастырский катер, списанная в каком-то бородатом году единица военной техники. Катер привозит на остров около полусотни людей самого нетривиального вида. Среди них католический священник — француз в серой рясе и сандалиях из кожаных ремешков с группой подростков-скаутов. Четверо молодых людей в подрясниках, причем один из них — негр. Как выяснится позже, это певчие из Санкт-Петербурга. Много жизнерадостных дам и румяных дяденек — это финские паломники.
Инок Диадор, в прошлом занимался радиоэлектроникой. В монастыре отвечает за электрогенератор и электричество.
Геополитический казус
История основанного в XIV веке Коневского монастыря напоминает дивные и печальные судьбы других северных российских обителей — с той разницей, что судьбу коневских монахов всегда определяло исключительно невыгодное с точки зрения геополитики географическое положение. В 1917 году Коневец в числе прочих ладожских островов стал территорией Финляндии. Геополитический казус позволил монахам вести спокойную жизнь в те годы, когда в Советской России большинство монастырей были превращены в тюрьмы, больницы и склады. Финны относились к русским насельникам вполне лояльно — монастырский настоятель отец Маврикий был личным другом маршала Маннергейма. В 1940 году Финляндия проиграла Зимнюю войну и вернула ССС— часть своих территорий, в том числе ладожские земли. Коневские монахи ушли в Финляндию, а на остров пришли советские войска. С собой монахи увезли главную монастырскую ценность — чудотворную икону Коневской Божией Матери.Икона хранится в Финляндии по сей день. Мой визит в монастырь совпал с самым большим местным праздником за последние 66 лет — монахи из финского
Хлебный джаз
«Пекарня. Вход только по благословению» — написано на толстой кирпичной стене с облетающей побелкой. На скрипучей панцирной сетке кровати в келье монастырской гостиницы мне не спится, поэтому, встав в 5 утра, я тихо брожу по холодку и осматриваю нехитрое островное хозяйство. Я знаю, что за дверью в пекарню наверняка уже занят делом монастырский пекарь — отец Гедеон. Гедеон печет изумительный хлеб —
У летней воскресной школы — своя кухня и своя повариха. В монастырской пекарне она печет ватрушки и пироги.
Электричеством монахов обеспечивает дизельная подстанция, оставшаяся со времен военных. Дизель маломощный — когда паломники заполняют обе монастырские гостиницы, электричества категорически не хватает, и его включают всего на несколько часов в день. К паломникам монахи относятся с большой заботой. Так, я с интересом выяснила, что канализация имеется только в гостиницах — обитатели келий довольствуются более традиционным русским устройством. Кельи скромные: стол, стул, кровать. У благочинного имеются еще красивый кованый сундук и коллекция плотницкого инвентаря —
Повышать комфортность существования, с точки зрения братии, дорого и не нужно, поскольку задача божьего человека — думать о другом. Того, что братия зарабатывает за лето, едва хватает на пропитание зимой. Пропитание, включая картофель, в полном объеме закупается на Большой земле — в монастырском огороде произрастают лишь морковь и петрушка. Между тем в книге об истории Коневской обители я прочла, что в XIX веке у местной братии был фантастический плодоносящий сад, развитое сельское хозяйство и пасека. Теперь пчелы на острове не живут — по словам монахов, их отсюда ветром сносит. С рыбой тоже плохо — все варварски выловил соседний рыбсовхоз. В монастырской трапезной на ужин подают макароны с вполне приличным соусом и овощным салатом, а в кафе для паломников — сосиски по московским ценам и медовуху, сваренную
Торпедные звоны
Реставраторы Рождество-Богородичного собора отдыхают после работы
Как и на военной базе, жизнь в монастыре течет согласно уставу. Устав в будние дни предусматривает подъем братии в 6 часов, молитвы, трапезы под мерное чтение житийных книг, послушание, то есть труд, часовой послеобеденный отдых. Последним пунктом в распорядке значится «23.00. Тишина». По выходным и праздникам распорядок меняется. А в день прибытия чудотворной иконы остров оживает с самого раннего утра. Около 12 дня монахи и паломники отправляются торжественным ходом с хоругвями к берегу — икона должна прибыть на специальном катере в сопровождении высшего финского духовенства.
Процессия уходит, и в тишине вокруг каре и храма становятся хорошо слышны тихие и словно бы неуверенные звуки колоколов. Ощущение, что на звоннице
Рокеры и байкеры
— Рокеры? Нет, таких нет. — Отец Святослав дает мне последнюю аудиенцию в монастырской гостинице. — Есть бывшие военные, два доктора, инженеры, моряки, библиотекарь.
— А трудно вообще к монашеской жизни приспособиться?
— Первые два года очень трудно. Монашеская жизнь — такая сухая, холодная. Ты все время как бы совершаешь сверхусилия, чем дальше, тем больше, и потом это начинает возвращаться к тебе. Начинаешь осознавать, зачем здесь находишься.
— А что должно произойти в жизни, чтобы захотелось уйти в монастырь?
— Ничего.
— То есть как? Вот ты почему сюда попал?
— Я закончил школу в Кишиневе. Учился в училище. Ходил в церковь.
— Твои родители были религиозны?
— Нет. Я просто понял, что хочу ходить в храм. Потом заручился рекомендательным письмом от одного кишиневского священника и в 1997 году приехал сюда. Вернее, приплыл, я тебе говорил — на лодке. В ту ночь был очень сильный туман — еле доплыли.
— Здесь у вас есть телевизор, газеты? Как вы получаете новости?
— Телевизора нет, газет тоже, кроме церковной прессы. Но есть электронная почта, интернет — я смотрю иногда там новости, но не злоупотребляю. Это отвлекает и не радует.
— Скажи, а бывает такое, что монахи уходят из монастыря обратно в мир?
— Бывает. Они называются отступниками.
— А почему отступают?
—
— А бывает так, что
— Что —
— Ну отступниками становятся.
— …
— Бывает?
— Я тебе ничего не говорил.
— А приходят почему? Мне всегда казалось, что в монастырь человек идет после
— Так бывает, но редко. По моему опыту, приходят скорее те, кто чувствует внутреннюю склонность к монашеской жизни. Во все времена в обществе находились такие люди — это естественно. Правда сейчас их совсем мало. Мне кажется, сейчас русские люди в принципе лишены общей культурной идеи, границы очень размыты, не существует базовых ценностей. А к Богу без этого не придешь.