И.К.Айвазовский «Корабль «Императрица Мария» во время шторма»
Ограждения московских строек предложили украсить репродукциями известных картин. «Мне нравится морская тематика. Картина, например, Айвазовского. И может быть, мы на каком-то объекте попробуем уже разместить ограждения, которые гармонизируют окружающую среду, даже улучшают ее», — рассказал в интервью телеканалу «Москва 24» исполняющий обязанности руководителя городского Департамента строительства Андрей Бочкарев.
Это не первая попытка украсить Москву картинами известных художников: так, по Арбатско-Покровской линии метро уже давно курсирует поезд с акварелями Андрияки, а на фасадах зданий в центре города висят репродукции Ренуара, Матисса, Рембрандта и других художников.
БГ спросил у властей, известных художников, архитекторов и галеристов, что они думают о картинах Айвазовского на строительных лесах, и выяснил, как они относятся к другим примерам внедрения музейной классики в городскую среду.
Департамент строительства Москвы |
«В интервью телеканалу «Москва-24» Андрей Бочкарев всего лишь высказал свои личные предпочтения по поводу живописи. В настоящее время не существует рекомендаций украшать Москву какими-либо картинами, никаких решений по данному вопросу нет».
Марат Гельман галерист, арт-менеджер, бывший директор Пермского музея современного искусства Permm |
«Могу прокомментировать эту инициативу только в ироничном ключе. В Москве действительно, наверное, не хватает моря, Алексей Герман-младший снял фильм о том, что бы было, если бы Москва стояла на берегу моря. Айвазовский, конечно, не худший вариант. Если же говорить всерьез, то попытка заменить уличный арт произведениями искусства говорит о некомпетентности чиновников, которые выносят подобные инициативы. Ведь люди будут смотреть на это с больших расстояний, из окон машин и тому подобное, невозможно в такой ситуации оценить картины, предназначенные для музейного пространства. И вообще, искусство улиц должно создаваться специально для улиц, а музейное искусство должно оставаться в стенах музея. В Перми мы организовывали мероприятие, художники специально творили для улиц, и победили абстрактные работы, что естественно: на улице важна краска, точка, некий ритм, а не сюжет, как в музейном искусстве».
Юрий Аввакумов архитектор, художник, куратор |
«Дикость, конечно. Почему какой-то чиновник навязывает москвичам свой вкус, застывший на уровне учебника природоведения? Почему Айвазовский, а не, скажем, Лучо Фонтана — чистый холст и пара разрезов? Почему бы Департаменту строительства не подумать о том, как донести до горожан информацию о строящемся объекте, можно и в натуральную величину. Чтобы люди постепенно привыкали к тому, с чем им потом жить. А то от некоторых сооружений после снятия лесов может так дух захватить, что и Департамент здравоохранения не поможет».
Ольга Свиблова основатель Московского дома фотографии, директор Мультимедиа-арт-музея, куратор |
«Я не против такой инициативы, но она должна осуществляться очень точно и обдуманно. Там, где надо, — надо украшать, но решать нужно отдельно для каждого конкретного места. Вообще, городское пространство живет не этим, главное в городе все же архитектура. И только лишь искусство на улицах город не спасет. К тому же у нас есть тенденция превращать любые распоряжения сверху в кампанию, как в поговорке «Заставь дурака Богу молиться…», она актуальна в данном случае. Картины, росписи на улицах не должны быть повсеместными, иначе это будет навязчиво. А вообще это не плохо, можно размещать хоть классику Третьяковской галереи, хоть современное искусство — плохо, если это мешает. Городская жизнь и так напряженная, от облика города требуется соблюдение баланса».
Василий Церетели директор Московского музея современного искусства, комиссар российского павильона на Венецианской художественной биеннале |
«Я читал, что это инициатива руководителя Департамента культуры Москвы Сергея Капкова. По-моему, это прекрасно, что вместо ужасных строительных лесов и заборов будут демонстрироваться произведения искусства. Есть примеры других городов и стран, где также вместо строек люди могут смотреть на картины, тем самым создается ощущение уюта. В Москве мы тоже могли наблюдать шедевры Пушкинского музея на улицах, картины в метро, в переходах. Я считаю, что чем больше искусства — тем лучше. При выборе картины необходимо смотреть на местность, учитывать особенности каждого конкретного участка, у Айвазовского ведь тоже есть разные произведения. В конечном итоге все обязательно должно согласовываться с Департаментом культуры».
Департамент культуры города Москвы |
Кстати, недавно наш Музей Маяковского сделал вместе с метрополитеном «Поезд поэзии». Если же говорить об украшении города в целом, то один из наших приоритетных проектов сейчас — граффити в рамках фестиваля «Лучший город Земли».