Атлас
Войти  

Также по теме

Гельман против Айвазовского

Что думают о классике на улицах городские власти, Марат Гельман, Василий Церетели, Ольга Свиблова, Юрий Аввакумов и другие эксперты

  • 4278
Айвазовский

И.К.Айвазовский «Корабль «Императрица Мария» во время шторма»

Ограждения московских строек предложили украсить репродукциями известных картин. «Мне нравится морская тематика. Картина, например, Айвазовского. И может быть, мы на каком-то объекте попробуем уже разместить ограждения, которые гармонизируют окружающую среду, даже улучшают ее», — рассказал в интервью телеканалу «Москва 24» исполняющий обязанности руководителя городского Департамента строительства Андрей Бочкарев.

Это не первая попытка украсить Москву картинами известных художников: так, по Арбатско-Покровской линии метро уже давно курсирует поезд с акварелями Андрияки, а на фасадах зданий в центре города висят репродукции Ренуара, Матисса, Рембрандта и других художников. 

БГ спросил у властей, известных художников, архитекторов и галеристов, что они думают о картинах Айвазовского на строительных лесах, и выяснил, как они относятся к другим примерам внедрения музейной классики в городскую среду.

Департамент строительства Москвы

Департамент строительства Москвы

«В интервью телеканалу «Москва-24» Андрей Бочкарев всего лишь высказал свои личные предпочтения по поводу живописи. В настоящее время не существует рекомендаций украшать Москву какими-либо картинами, никаких решений по данному вопросу нет».

Марат Гельман

Марат Гельман

галерист, арт-менеджер, бывший директор Пермского музея современного искусства Permm

«Могу прокомментировать эту инициативу только в ироничном ключе. В Москве действительно, наверное, не хватает моря, Алексей Герман-младший снял фильм о том, что бы было, если бы Москва стояла на берегу моря. Айвазовский, конечно, не худший вариант. Если же говорить всерьез, то попытка заменить уличный арт произведениями искусства говорит о некомпетентности чиновников, которые выносят подобные инициативы. Ведь люди будут смотреть на это с больших расстояний, из окон машин и тому подобное, невозможно в такой ситуации оценить картины, предназначенные для музейного пространства. И вообще, искусство улиц должно создаваться специально для улиц, а музейное искусство должно оставаться в стенах музея. В Перми мы организовывали мероприятие, художники специально творили для улиц, и победили абстрактные работы, что естественно: на улице важна краска, точка, некий ритм, а не сюжет, как в музейном искусстве».

Юрий Аввакумов

Юрий Аввакумов

архитектор, художник, куратор

«Дикость, конечно. Почему какой-то чиновник навязывает москвичам свой вкус, застывший на уровне учебника природоведения? Почему Айвазовский, а не, скажем, Лучо Фонтана — чистый холст и пара разрезов? Почему бы Департаменту строительства не подумать о том, как донести до горожан информацию о строящемся объекте, можно и в натуральную величину. Чтобы люди постепенно привыкали к тому, с чем им потом жить. А то от некоторых сооружений после снятия лесов может так дух захватить, что и Департамент здравоохранения не поможет». 

Ольга Свиблова

Ольга Свиблова

основатель Московского дома фотографии, директор Мультимедиа-арт-музея, куратор

«Я не против такой инициативы, но она должна осуществляться очень точно и обдуманно. Там, где надо, — надо украшать, но решать нужно отдельно для каждого конкретного места. Вообще, городское пространство живет не этим, главное в городе все же архитектура. И только лишь искусство на улицах город не спасет. К тому же у нас есть тенденция превращать любые распоряжения сверху в кампанию, как в поговорке «Заставь дурака Богу молиться…», она актуальна в данном случае. Картины, росписи на улицах не должны быть повсеместными, иначе это будет навязчиво. А вообще это не плохо, можно размещать хоть классику Третьяковской галереи, хоть современное искусство — плохо, если это мешает. Городская жизнь и так напряженная, от облика города требуется соблюдение баланса».

Василий Церетели

Василий Церетели

директор Московского музея современного искусства, комиссар российского павильона на Венецианской художественной биеннале

«Я читал, что это инициатива руководителя Департамента культуры Москвы Сергея Капкова. По-моему, это прекрасно, что вместо ужасных строительных лесов и заборов будут демонстрироваться произведения искусства. Есть примеры других городов и стран, где также вместо строек люди могут смотреть на картины, тем самым создается ощущение уюта. В Москве мы тоже могли наблюдать шедевры Пушкинского музея на улицах, картины в метро, в переходах. Я считаю, что чем больше искусства — тем лучше. При выборе картины необходимо смотреть на местность, учитывать особенности каждого конкретного участка, у Айвазовского ведь тоже есть разные произведения. В конечном итоге все обязательно должно согласовываться с Департаментом культуры». 

Департамент культуры города Москвы

Департамент культуры города Москвы

«Мы не занимаемся украшением московских строек. Относительно метро — поезд «Акварель» — это совместный проект метрополитена и Академии Сергея Андрияки.
Кстати, недавно наш Музей Маяковского сделал вместе с метрополитеном «Поезд поэзии». Если же говорить об украшении города в целом, то один из наших приоритетных проектов сейчас — граффити в рамках фестиваля «Лучший город Земли».
 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter