С открытием нового мотоциклетного сезона столичный мэр подписал революционное для тинейджеров постановление «О порядке допуска к участию в дорожном движении в городе Москве водителей мопедов». Это можно считать логическим завершением недавнего скутерного бума. Выяснилось, что юркие «табуретки на колесах» – мопеды с рабочим объемом двигателя до 50 куб. см – не только дешевы, но и могут развивать вполне приличную скорость. К тому же возникла целая тюнинговая индустрия по доводке скутеров, которые могут развивать скорость далеко за 50 разрешенных километров в час. Но по российским правилам дорожного движения они приравнены к обычным велосипедам. То есть скутер до сих пор мог свободно приобрести любой гражданин, едва достигший 16-летия, не обладая при этом никакими водительскими правами. Как уверяют сотрудники ГИБДД, появление превеликого множества скутеров на московских улицах резко повлияло на рост количества дорожно-транспортных происшествий.
– Мы даже не можем подать угнанный скутер в розыск, – рассказывает Сергей Деркач, сержант дорожно-патрульной службы управления ГИБДД Москвы. – А все потому, что он нигде не зарегистрирован.
И вот городские власти, вняв просьбам милиции, решились навести порядок, реанимировав в столице законы, установленные во времена молодости самого Юрия Лужкова. В начале 70-х годов прошлого века все мопеды (и даже спортивные велосипеды) оснащались специальными номерами, а водители этих транспортных средств считались в глазах сотрудников милиции участниками дорожного движения со всеми вытекающими правами и ответственностью.
Итак, с начала следующего года управлять мопедом можно будет лицам не моложе 16 лет, прошедшим проверку знаний ПДД и имеющим подтверждающий это документ. Кроме того, собственники мопедов должны будут в пятидневный срок после покупки зарегистрировать свой агрегат в ГИБДД и получить специальный номерной знак. Предусмотрена и специальная страховка мопеда.
– Сегодня, поскольку действие ОСАГО на мопеды не распространяется, в случае аварии, происшедшей по вине водителя скутера, ему придется возмещать причиненный ущерб из своего кармана, – говорит представитель страхового общества ВСБ Олег Никишин. – Но если мопед будет зарегистрирован по всем правилам, за него заплатит страховая компания.
– Безусловно, мы потеряем некоторое количество клиентов, – рассказывает директор салона «Скутер-мотор» Евгений Кощеев. – Но мы надеемся на лучшее. Например, если раньше скутерами интересовалась в основном молодежь, то сейчас появился спрос и среди взрослой аудитории.
ГИБДД Москвы в трехмесячный срок должна разработать и утвердить образец новых «детских водительских прав» для водителей мопедов. В свою очередь, автоинспекторы выдвинули предложение снизить возрастной ценз на управление маломощным транспортом с 16 до 14 лет, мотивируя это тем, что дети уже давно катаются на скутерах. А раз так, то пусть уж катаются на законных основаниях.