Екатерина Варга, руководитель проекта Pyndex по обзору заработных плат компании Pynes & Moerner:
«Ситуация стабилизировалась, основные сокращения были осуществлены в феврале-марте 2009 года, и, вероятно, если нас не настигнет очередная волна кризиса в сентябре-октябре, больше массовых сокращений не будет. Наши данные говорят о том, что последние три месяца растет доля компаний, которые чувствуют себя уверенно, то есть их ситуация стабильная или бизнес даже растет.
Увольняли все-таки не всех подряд — по нашим оценкам, средний объем сокращений был 10—14% от прежнего объема штата. Компании в основном избавились от балласта или от сотрудников, нанятых «на вырост». Попутно заморозили процессы найма. Как только ситуация стабилизировалась, компании начали жить в обычном режиме — нанимать сотрудников на критичные для бизнеса позиции, например, взамен ушедшим. Впрочем, cказанное касается преимущественно крупных и средних компаний. Маленькие у нас в опросе не участвуют».
Саркис Григорян, организатор турнира по домино:
«У нас только что прошел ежегодный Кубок Серебряного Бора по домино, уже во второй раз. Раньше мы просто играли в компании старых знакомых и друзей, сейчас SilverBor Domino Cup представляет собой настоящий спортивный турнир! У нас там на афтепати даже диджеи были. Вообще, домино популярно не только среди мужчин пожилого возраста, как принято думать. Эта игра незаслуженно внесена в список развлечений за бутылкой, в нее играют множество мыслящих молодых людей».
Александр Евангели, арт-критик:
«Мы все ждем Третью московскую биеннале современного искусства — основной проект откроется 25 сентября в «Гараже», а выставки параллельной программы и спецпроекты уже начали открываться по всей Москве, всего их больше сотни. Название основного проекта «Против исключения» напоминает, что многое из того, что находится за границами западной системы искусства, может быть туда включено.
В основном проекте будут представлены 12 наших художников. Одиннадцать из них известны. Двенадцатый — умерший в 2003-м в психушке под Ярославлем Александр Лобанов. Он рисовал в основном парадные портреты, украшал их изощренным орнаментом из оружия. Часто изображал себя с трехлинейкой, усовершенствованной вторым затвором, а также Сталина, Ворошилова, Ленина. Получил паспорт в 75 лет, когда в Лозанне открывалась его персональная выставка. На Западе о нем снято два фильма, написана монография. Его выставляли в Париже, но, как считает куратор Биеннале Жан-Юбер Мартен, не знают в Москве. Действительно, не знают».
Алена Арефьева, стилист, искусствовед, преподаватель:
«У нас в Британской школе дизайна в октябре начинается учебный год, я там преподаю на совсем новом факультете Fashion. Это очень продвинутое новое образование, там преподают молодые люди, которые активно занимаются модой, при этом они еще кандидаты наук, преподавали в «Текстилях», работали стилистами на телевидении… В общем, все яркие личности, все друг друга вдохновляют, и все очень живое. Это не высшее образование, но дает гораздо больше, чем пять лет в институте.
Студенты делают свои проекты на основе того, чему их научили, а учат их разному — и нетрадиционному крою, и крою оригами, и все это они стараются использовать. В том числе и то, что я им читаю по истории костюма: вводят разные исторические детали, украшения. В качестве диплома они должны сделать коллекцию — или промышленную, то есть готовую к тому, чтобы запускать ее в производство, или творческую. В прошлом году были очень интересные работы, каждый сделал отличную видеопрезентацию своей коллекции. И это, между прочим, сделали люди, которые пришли, не умея ни шить, ни рисовать, и за год совершили такой невероятный рывок».
Михаил Калужский, продюсер спецпроектов издательства Corpus:
«Книжная отрасль вовсю обсуждает параметры кризиса. Российская книжная палата рапортует о росте тиражей в 2009-м в целом по стране, а издатели и торговцы говорят о падении продаж (в некоторых регионах — до 40%), о незагруженности типографий, долгах торговых сетей. Кризис в книгоиздании ощутим, это было заметно и по прошедшей в начале сентября Книжной ярмарке. Но наше отношение к кризисной действительности сформулировано в названии одной из наших первых книг. Это сборник рассказов тарусского доктора Максима Осипова «Грех жаловаться». Правда, жаловаться грешно. Все лето мы, издательство Corpus (еще недавно мы были «Иностранкой» и «КоЛибри»), несмотря ни на что готовили к выходу много самых разных книг — в основном это переводная художественная литература. И по крайней мере о судьбе одной из них не волнуемся — потому что несколько раз в день я отвечаю на телефонные звонки с единственным вопросом: «Когда выйдет «Подстрочник» Лилианны Лунгиной?» Кажется, все посмотрели этот фильм и теперь хотят прочитать книгу. Удивительно, насколько документальный фильм, в котором нет ничего, кроме монолога совсем не знаменитости, оказался популярен. В книге будут записанные Олегом Дорманом рассказы Лунгиной, причем она будет гораздо полнее, чем фильм: там много такого, что в фильм не вошло. Выйдет она уже очень скоро, к ноябрю везде будет. Еще мы выпускаем новую книжку Ника Кейва, дебютный роман Михаила Идова «Кофемолка», такой ироничный очерк манхэттенских нравов, и очень смешные и лиричные мемуары человека, который 40 лет назад отдал свой убыточный мотель под штаб-квартиру Вудстокского фестиваля, — «Взятие Вудстока» Эллиота Тайбера».
Валерий Дубровский, директор кинотеатра «Пионер»:
«Раньше я управлял большим сетевым кинотеатром. Сотрудники таких кинотеатров, в отличие от зрителей, ненавидят запах попкорна, потому что им пропитывается буквально все — от офисных помещений до одежды. Зато теперь я работаю в кинотеатре «Пионер» — это тот самый, на Кутузовском, мы его сейчас восстанавливаем. У нас попкорна не будет вообще, попкорн запрещен! Это такой специальный арт-хаусный кинотеатр. У нас там будет симпатичное кафе «Пион», книжный магазин «Республика», Wi-Fi и отличные фильмы. Сейчас мы еще в процессе ремонта, но откроемся в середине октября фильмом «Первый отряд». Учитывая, какая у нас планируется программа, не думаю, что зрители будут скучать по попкорну».