Все девочки, как известно, мечтают стать балеринами, а многим даже удалось позаниматься в балетных студиях – до первого гриппа или растяжения связок. Но не все потеряно: даже вполне взрослые люди с более чем сформировавшимися организмами могут пойти в платную балетную школу, как другие ходят в фитнес-клуб. Гран-батманы и гран-плие укрепляют практически все мышцы тела не хуже тенниса. Потея у станка, сбрасываешь лишний вес. А такие побочные эффекты, как отличная растяжка, правильная осанка, грация косули, чувство равновесия и умение двигаться под музыку, подразумеваются сами собой. Зачастую люди даже не подозревают, что природа наградила их уникальными балетными данными. Например, «мягкими ногами» с подвижными суставами.
В любительский балет принимают всех: и дам, доживших до менопаузы, и обнажающих пупки девчонок, и неуклюжих, застенчивых мужчин.
В «Центре танца Тимофеевой» класс для начинающих ведет Владимир Иванович Абросимов. Он был когда-то солистом Большого и постоянным партнером Майи Плисецкой. Ученики – люди самых разных профессий и возрастов – его обожают. В группе, конечно, преобладают женщины: врачи, юристы, искусствоведы, студентки. Наряжаются в прозрачные балетные юбочки, натирают канифолью специальные чешки – чтоб не скользили. Вместе с ними я встаю к станку, начинаем с несложных движений ногами. Правда, ноги должны быть вывернуты наружу от бедра.
– Юля, это тающий батман! Что ты его бросаешь, как фраппе?!
Задания усложняются. Преподаватель хлопает не в такт музыке – специально, чтобы сбить учеников с ритма. Никто не сбивается.
– Эту группу мы набирали в сентябре, и посмотрите, что они уже умеют! Самое любопытное – наибольший прогресс у тех, у кого наименее подходящие данные. Вот, например, Сережа. Когда он пришел, у него колени до конца не разгибались, выворотности – ноль. Но я объяснял суть движений и видел: он единственный понимает, что я имею в виду!
Действительно, понять непросто. Ведь для описания движений преподаватели часто используют весьма странные приемы, взывая к воображению учеников. Так, Ваганова, по словам Владимира Ивановича, любила прикрикнуть: «Прижмите кишки к ляжкам!»
Все переходят от станка в центр зала, рассредоточившись перед зеркалами. Ноги у меня уже изрядно болят, и спина ноет. Приступаем к танцевальным комбинациям и прыжкам. В наших движениях лишь самый доброжелательный глаз найдет отдаленное сходство с разминкой кордебалета Большого. Балансировать даже на «полупальцах», то есть на цыпочках, с непривычки трудно. Только через три-четыре года упорных занятий некоторые целеустремленные ученицы приобретают пуанты и учатся стоять «на пальцах». А у начинающих ближайшая цель – пируэты. Они начнут осваивать их года через полтора, если, конечно, не решат, что лучше бы ходить не на классику, а на степ или танго.
А в продвинутом классе преподает сама Татьяна Петровна Тимофеева, бывшая прима Большого театра. Заглядываю туда: ученицы разучивают вариации из «Щелкунчика». Это уже похоже на настоящий танец – здесь и сложные прыжки, и арабески, и пируэты. Вполне достойно для кордебалета таганрогского Театра оперетты.
Светлана Сачкова
ВСТАТЬ К СТАНКУ
Центр танца Тимофеевой Сивцев Вражек пер., 20,
м «Кропоткинская», 244 74 07
Лесная, 59, м. «Новослободская», 972 39 17
Шене Стромынский пер., 5,
м. «Сокольники», 269 96 21