Наталия Волгина
Возраст: 36 лет
Образование: Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии им. К.И.Скрябина, аспирантура МГУ им. М.В.Ломоносова, биологический факультет, в настоящее время — докторантура МГАВМиБ им. К.И.Скрябина.
Работа: в 2000–2009 годах работала в ветеринарной клинике «Центр», НИИ охраны природы, Московском зоопарке, Центре дикого лосося (Камчатка). С 2009 года и по настоящее время работает ветеринарным врачом-орнитологом и врачом-лаборантом в клинике «Центр» (Москва). Регулярно читает лекции по трансмиссивным заболеваниям и лабораторной диагностике заболеваний домашних, диких и экзотических животных в различных городах России. Проводит последипломное обучение специалистов в области лабораторной диагностики в клинике «Центр».
О цирке, ветеринарах и верховой езде
Наверное, все мечтают в детстве связать свою жизнь с животными. Я хотела работать в цирке, дрессировать собак и кошек, но, когда подросла, решила, что нужно выбирать профессию более серьезную, тогда и решила стать ветеринарным врачом. В седьмом классе мы с мамой выбрали ветеринарную академию и каждый год ездили на день открытых дверей: слушать и смотреть.
Мне все очень нравилось, и как-то о других профессиях даже речи не было. Я даже не очень представляла, в чем будет заключаться моя работа, но все слова, начинавшиеся с «зоо-», меня просто манили!
Учиться мне очень и очень нравилось. С первого курса, как и все девушки, ездила на конюшню. Увлечение верховой ездой в первые два года обучения в ветеринарной академии им. К.И.Скрябина — местная традиция. Девушек, занимающихся верховой ездой, гораздо больше, чем юношей.
К четвертому курсу надо было определяться с дипломом и с практикой, и я стала дополнительно заниматься на кафедре микробиологии.
Тогда заведующим кафедрой микробиологии и иммунологии был Бурлаков Валентин Александрович, он очень приветствовал студенческие порывы к научной деятельности. Даже выделил нам отдельную комнату, где можно было работать в любое время дня и ночи. Среды, чашечки, автоклавы — все было полностью в нашем распоряжении, и работали мы очень плодотворно. Собственно, все азы в области лабораторной диагностики я освоила в академии. Так что когда на пятом курсе я пришла в клинику «Центр», сразу начала работать врачом-лаборантом.
Увлечение верховой ездой в первые два года обучения в ветеринарной академии им. К.И.Скрябина — местная традиция
О болезни Лайма у собак
Свою дипломную работу в академии и кандидатскую диссертацию я писала по болезни Лайма у собак. Я начала заниматься ей с 1999 года, на тот момент в России эту болезнь у животных никто не изучал. У нас не было диагностической тест-системы, мы сами ее разрабатывали и обследовали собак. Тогда в Институте прикладной микробиологии (город Оболенск) разрабатывали тест-систему для диагностики болезни Лайма у людей, а мы на их базе разрабатывали такую же для собак. Мы делали первые доклады, первые обследования животных в России.
Защищалась я в МГУ на биофаке. Моя диссертация была посвящена изучению специфического иммунного ответа у животных при боррелиозной инфекции, диагностике болезни Лайма у собак и разработке дифференциальной диагностики трансмиссивных заболеваний у собак.
О работе в лаборатории
Лабораторная работа мне вообще очень нравится, гораздо больше, чем работа на приеме. Она мне кажется более творческой, потому что когда сама делаешь анализы — как бы заглядываешь внутрь животного. Если все анализы сделаны своими руками, то понимание диагноза становится более глубоким, да и сам диагноз гораздо легче правильно поставить.
Например, как диагностируют распространенное и опасное заболевание бабезиоз? Делают микроскопию мазков крови — тоненький мазок кладут под микроскоп и смотрят, есть ли там паразит. Но если паразит из крови исчез и локализовался в селезенке, то увидеть его под микроскопом уже невозможно. В этом случае поставленный врачом-лаборантом (который не видит животное) отрицательный результат может стоить жизни животному. Врач, который видит животное и сам делает этот анализ, применит дополнительные методы исследования: ПЦР, анализ костного мозга и т.д., сможет найти паразита и поставить верный диагноз. И это касается также многих других заболеваний.
О лечении попугаев
После первого курса в академии я попала на практику в Окский государственный биосферный заповедник и тогда же заинтересовалась изучением и лечением птиц. Журавли были моими первыми пациентами: я училась брать кровь, делать инъекции, аускультировать и проводить осмотр этих больших и красивых птиц.
А в клинике мои основные пациенты — попугаи. Попугаи болеют больше всего, и все потому, что не надо им жить в Москве! Они должны жить в Австралии, Африке, Южной Америке!
Крупных попугаев я вообще не рекомендую заводить. Ара или какаду — это крупная птица, которая в природе много летает, и в квартире ей совершенно не место. Она будет очень некомфортно себя чувствовать. Кроме того, с ними нужно проводить очень много времени, как с маленьким ребенком. Иначе разовьется куча дурных привычек, например самоощипывание, когда птицам просто нечем заняться. Это как закрыть человека в ванной, и он будет там сидеть — день и ночь, день и ночь. Так же чувствует себя попугай в своей большой клетке. И какие ему условия ни создавай — веревочки, качельки, зеркала, — этого все равно мало, этого недостаточно. Эти птицы живут в природе стаями, они не живут в одиночку. Это не кошки, которые вполне самодостаточны и им не требуется много общения. А попугаям общение жизненно необходимо, как и полеты.
Тем не менее, если так уж хочется завести попугая в квартире, то идеальный вариант для Москвы — это волнистый попугайчик. Во-первых, это птица маленькая, очень коммуникабельная, разговаривает гораздо лучше ара. Птица очень умная, потому что они не просто так говорят — они подбирают фразы и ответы в тему. Кроме того, волнистый попугай может достаточно беспрепятственно летать по квартире.
Но даже волнистого попугая стоит заводить при условии, что дома постоянно кто-то находится. Потому что, если вы работаете с утра до вечера и дома никого нет, вашему питомцу будет очень скучно. Еще попугаю можно завести пару. Правда, тогда стоит быть готовым к тому, что питомец будет проявлять гораздо меньше внимания к вам, но ему, безусловно, будет комфортнее.
О минимальном комфорте для больших птиц
Если вы все-таки решите завести большую птицу, то, во-первых, нужно продумать, где она будет жить. Это должна быть очень просторная клетка. Если это, например, какаду, то клетка должна быть минимум 1,5 м в высоту и 80 см в ширину. Чем больше площадь, тем лучше. Если это загородный дом, нужно обязательно обеспечить птице теплый домик со свободным выходом на улицу, даже в зимнее время.
Во-вторых, необходимо обеспечить комфорт внутри жилья. Для этого его надо оборудовать специальным освещением. Птицы видят и различают цвета в ультрафиолете, поэтому ультрафиолетовый канал им необходим. А через обыкновенные стекла ультрафиолета проходит очень мало. Когда птица находится в помещении, ее восприятие картинки становится более тусклым, почти черно-белым. Например, когда мы смотрим на ворону, она для нас черная, но если взглянуть на нее глазами попугая — ворона будет переливаться разными цветами, как сам попугай. Когда птица сидит в квартире, ворона ей видится черной, и ей от этого некомфортно, потому что в природе она привыкла видеть мир в других красках.
В- третьих, необходимо предусмотреть увлажнитель воздуха. Зимой в Москве пересушенный воздух, так как из-за морозов влажность очень низкая. Тут тоже есть свои нюансы, потому что маленькие увлажнители просто не справляются. Необходимо подобрать такой, который сможет обеспечить 50–60 процентов влажности. Как правило, влажность в квартирах составляет где-то 25 процентов, это очень низко для птиц. У них пересыхает кожа, что может служить причиной раздражения, аллергической реакции, образования повышенного количества перьевой пудры.
И конечно, не забывайте про правильное кормление. Для тех, кто еще только решил стать владельцем птицы, я рекомендую сайт www.mybirds.ru. Сайт был создан врачом-орнитологом. Поэтому все советы и рекомендации по содержанию и кормлению птиц очень грамотные и доступные для понимания.
Если так уж хочется завести попугая в квартире, то идеальный вариант для Москвы — это волнистый попугайчик
О покупке птицы
При покупке птицы нужно обратить внимание на состояние перьевого покрова — перышки должны быть гладкие, на них не должно быть никаких повреждений, например «откусов». Многие попугаи сами откусывают себе перья, особенно крупные. От такой привычки очень сложно избавиться. Обычно это начинается с того, что птица откусывает себе перышки, потом добирается до кожи, и возникает огромное количество проблем. Не говоря уже о том, что у вас в клетке сидит лысый попугай.
Потом нужно проверить состояние рулевых перьев (хвоста) и крупных маховых перьев (перья крыла). Крупные перья могут быть сильно повреждены или вообще отсутствовать, все это признаки инфекции (например цирковируса или полиомавируса). Также стоит проверить упитанность птицы. Когда вы щупаете грудку питомца, вы не должны чувствовать острого киля, киль с двух сторон симметрично прикрыт грудными мышцами, которые у взрослой птицы хорошо развиты. И не забудьте проверить рефлексы на ножках. Как это сделать? Подставляете палец к лапкам — птица его хватает. Здоровые птицы обычно схватывают так, что палец вытащить трудно. Ну и конечно, вдобавок ко всему убедитесь, что птица активна, а не сидит нахохлившись в клетке.
Если вы покупаете попугая, желательно иметь документы о его происхождении из питомника, который занимается легальной деятельностью. Без этих документов питомец будет «невыездной». И если вы вдруг решите взять его в отпуск за границу, вы просто-напросто не сможете оформить документы, чтобы вывезти его из страны (все попугаи занесены в первое приложение СИТЕС — Конвенция о рациональном использования важнейших компонентов биоразнообразия).
О первом визите к ветеринару
После покупки птицы необходимо сразу посетить ветеринара. Птицы, которых продают в зоомагазине, как правило, содержатся скученно. По 5–10 особей на клетку — все они привыкли сидеть вместе, привыкли видеть друг друга. Когда вы лишаете питомца привычного окружения и помещаете в совершенно новые условия, для него это стресс. И первые две недели очень опасны, потому что именно в этот период развивается огромное количество инфекций. От стресса обостряются многие хронические инфекции.
На приеме врач сделает первичный осмотр и предложит сдать анализы для обнаружения скрытых инфекций. Также есть заболевания, которые являются общими и для птиц, и для людей — сальмонеллез, орнитоз, птичий грипп. Их нужно исключать обязательно! Конечно, зоомагазины обязаны эти анализы делать у себя. Если они не сделаны, продавать питомцев запрещено законом. Но, к сожалению, недобросовестных продавцов тоже хватает.
Также необходимо исключить весь спектр вирусных, бактериальных и грибковых заболеваний. Стоит сделать комплексное обследование уже на первичном приеме у орнитолога. Кроме того, мы всем рекомендуем сразу сдавать анализы крови и делать рентгеновский снимок.
Если летом вы вывозите птицу, например, на дачу, где есть вероятность контакта с дикими пернатыми, теми же воробьями, лучше обезопасить питомца и сделать прививки от основных заболеваний: сальмонеллеза, орнитоза, парамиксовирусной инфекции.
И помните, птицы — это не кошки, которым можно поставить лоток в качестве туалета и когтеточку. Не стоит забывать и о масштабах разрушений. Я часто езжу на вызовы и вижу квартиры, порушенные большими попугаями, где у хозяев висят везде какие-то блюдца или картины в самых неподходящих местах, а потом просто оказывается, что они дыры закрывают! И не ругайте питомцев за то, что они портят красивую деревянную мебель. Им необходимо грызть веточки и летать.