Атлас
Войти  

Также по теме

Музыка нас связала

Как стать музыкальным продюсером

  • 3155


Иллюстрация: Александр Гладких

Слушателей — человек пятнадцать, самому младшему на вид не меньше двадцати пяти, самому старшему — хорошо за сорок. Глаза устремлены на экран, на экране — таблица Excel и цифры, цифры, цифры. Проектор подключен к ноутбуку продюсера Леонида Бурлакова, а цифры — это ежемесячные расходы и доходы по группе «Братья Грим». Общая сумма вложений по принципу «ни в чем себе не отказывай» — 326000 долларов. «Потратить больше физически невозможно, так что не верьте тем, кто требует на раскрутку артиста астрономические суммы», — предупреждает Бурлаков.

Вложенные в «Братьев» 326000 окупились через 11 месяцев — на 2 месяца быстрее, чем Земфира, и на 7 месяцев быстрее,чем «Мумий Тролль». Затем Бурлаков объясняет структуру доходов: от рингтонов ценой 99 центов артист имеет только 13 центов, хорошего качества коробка из-под диска стоит 25 центов, полиграфия — 50 центов. Потом делится житейским опытом: что надо сделать, чтобы программный директор «Русского радио» Марсель Гонсалес поставил песню в ротацию, и почему на MTV не взяли клип «Братьев» на песню «Пчела», снятый в Новой Зеландии.

«Как видите, у меня нет никаких секретов, все прозрачно и честно, музыкальный бизнес ничем не отличается от любого другого», — замечает продюсер и приглашает всех инвестировать в его проекты. Выступление Бурлакова не промотур, а плановая лекция «Экономика шоу-бизнеса» на факультете менеджмента в музыкальной индустрии Государственного университета управления. «Самое главное в преподавании, — говорит приват-доцент Бурлаков, — передать будущим продюсерам огромное желание помогать артисту, такое безудержное, чтоб назад пути уже не было. В каждом городе есть свой «Мумий Тролль», а в каждом десятом — своя Земфира, только надо этим заниматься, искать, находить и вкладывать деньги», — делится своим энтузиазмом открыватель девочки-скандала и не без гордости сообщает, что ему достаточно 10-15 секунд демозаписи, чтобы определить, есть ли у артиста божья искра. За четыре года таких прослушиваний искра обнаружилась только у «Братьев Грим». Это одна из 7665 групп. В конце лекции будущие Леониды Бурлаковы передают учителю на прослушивание диски своих подопечных, получая взамен подарочный альбом «Братьев» «Иллюзия». Уже уходя, Бурлаков предлагает: «Ребят, кому нужно, могу подвезти до «Киевской». Но сразу предупреждаю — в машине придется слушать «Братьев Грим».

Факультет менеджмента был основан компанией RMA и Университетом управления в 2002 году по инициативе руководителей российских отделений крупнейших звукозаписывающих компаний мира — Universal Music, Sony Music и BMG, испытывавших нехватку профессионалов на этом рынке. А рынок, как ни странно, не изобилует предложениями образовательных услуг в организации зрелищ. Есть много школ диджеев, аранжировщиков, звукорежиссеров, но именно менеджеров в сфере музыкального шоу-бизнеса нет. Факультет продюсерства и экономики во ВГИКе, кафедра менеджмента в сфере сценических искусств в ГИТИСе специализируются соответственно на кино и театре. А факультет менеджмента в музыкальной индустрии ориентирован именно на музыку, причем не на так называемый «креатив», а именно на бизнес-процессы, «которые необходимо знать, чтобы не наступать на чужие грабли», по выражению Артемия Троицкого, куратора специализации и преподавателя истории индустрии развлечений. Преподают там как раз те самые редкие профессионалы-практики: кроме Артемия Троицкого среди преподавателей числятся Олег Нестеров — лидер группы «Мегаполис» и директор ПЦ «Снегири Музыка»; Михаил Козырев, придумавший и запустивший радиостанции Ultra, «Наше радио», Best FM; клубный промоутер Синиша Лазаревич и руководитель интернет-портала zvuki.ru Соня Соколова.

По словам Нестерова, которого студенты единогласно называют своим любимым преподавателем, в педагоги его заставил пойти «родительский инстинкт». Впрочем, некоторые студенты вполне могут поконкурировать с преподавателями за место на страничках светской хроники. Ведущая программы «Dance-чарт» на «Муз-ТВ» DJ Катрин Весна («Цеппелин») пришла на факультет «получить необходимые знания в сжатом виде, без постороннего мусора». «Раньше я занималась творчеством, мне было достаточно того кайфа, который я от этого получала, а теперь я понимаю, что дело моей жизни должно быть подкреплено еще и профессиональными знаниями, умениями и навыками, — объясняет Весна (в миру — Екатерина Венгерская). — Талантливых людей много, а успеха добиваются те, у кого хороший менеджмент. Благодаря полученным здесь знаниям, я надеюсь, мой дипломный проект взорвет и заставит о себе говорить».

«Это не только приобретение нужных знаний, еще не зафиксированных в учебниках, но и деловых связей, друзей», — считает Павел Чемоданов, продюсер хаус-проекта Sibirica. Еще год назад Павел продавал страховые полисы, причем настолько успешно, что даже удостоился почетного титула «Лучший агент страхования жизни в Восточной Европе».

Виталия Либкинда пойти учиться заставила жизнь, после того как его попытались «развести на деньги» другие продюсеры, правда, как гордо добавляет Виталий, неудачно. У Либкинда всегда при себе диск с записями его подопечной Елены Капитай: «Вы только послушайте, как она поет!»

Илья Буц, по первому образованию переводчик,а теперь начальник отдела международных связей компании «Стиль рекордс», «искал все возможные пути в жизни, чтобы быть поближе к музыке». Днем он продвигает Сергея Лазарева на мировой рынок, а по вечерам играет в своей группе «Месть Монтесумы». «Благодаря этому образованию, — говорит выпускник факультета, — я нашел работу в любимой области и могу вести дела с самим Брайаном Роллингом, саундпродюсером Бритни Спирс, Backstreet Boys, Шер».

Приобщение к святыням входит в обязательную программу обучения. Практику будущие заправилы шоу-бизнеса проходят на мюзиклах “Mamma mia!”, на подготовке церемонии вручения премии MTV Russia Music Awards, на концерте Мадонны. А каждое лето по программе Music Business Worldwide студенты по желанию могут поехать на стажировку в Лос-Анджелес или в Лондон — к директору Боя Джорджа или менеджеру Стиви Уандера: западные продюсеры, утверждает руководитель RMA Екатерина Винникова, тоже заинтересованы в знакомстве с будущими партнерами. В общем, продюсерский Олимп — не такой уж он и высокий. Главное, не «хлопай ресницами и взлетай».

Где учат продюсеров

ГИТИС: кафедра менеджмента сценических искусств
Годичной или двухгодичной программы профессиональной переподготовки нет. Поступление по результатам вступительных экзаменов. Срок обучения — 4 года с зачислением на второй курс. Очная и заочная формы обучения. Стоимость при очной форме обучения — 91170 р. в год, при заочной — 60780 р. в год
www.gitis.net

ГУУ, RMA: факультет менеджмента в музыкальной индустрии
Программа профессиональной переподготовки. Поступление по результатам собеседования. Срок обучения — 1 год. Занятия: пн, ср, пт 18.20-21.30. Стоимость обучения — 140000 р. Есть возможность получения полного высшего образования (продолжительность обучения — 5 лет) и комбинированная очно-заочная форма обучения (2,5 года). Помимо специальности «менеджмент в музыкальной индустрии» компания RMA и Университет управления предлагают аналогично организованные программы обучения по специальностям «менеджмент в игровых видах спорта» и «менеджмент в ресторанном бизнесе и клубной индустрии»
www.rma.ru

ВГИК: факультет дополнительного профессионального образования, специализация «продюсер кино и телевидения»
Зачисление по итогам предварительного творческого конкурса и собеседования. Срок обучения — 2 года. Занятия: пн-пт 18.30, сб-вс по особому расписанию. Стоимость обучения — 80250 р. в год
www.vgik-fdpo.ru

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter