Александр Беляев заместитель директора Института географии РАН |
«Россия стала более северной страной, чем Советский Союз, потому что у нас нет ни Средней Азии, ни Закавказья: подавляющее большинство людей удовлетворяло свою потребность в солнечных жарких днях за счет поездки туда. Пластиковые пальмы у нас популярны, потому что они обозначают юг, воду, солнце, отдых — такой стереотип. Мы просто хотели бы, чтобы у нас было немножко теплее, чем на самом деле. Если бы мы жили в Африке, наверное, нам бы хотелось снега. Это вполне нормальное желание, практически везде так. Как празднует Новый год Западная Европа?
У них повсюду искусственный снег. Это стремление людей сделать пространство вокруг себя красивым. Снег на пальмах — это же прекрасно!
У нас потрясающий климат. Яркий летний период: есть и дожди, и ливни, и другие интересные явления погоды. Потрясающе красивые переходные периоды — весна и осень. К сожалению, последнее время переходные периоды становятся уже, меньше по времени, и мы из зимы сразу попадаем в лето, а из лета — в зиму. Наше достояние — прекрасный весенний период — как бы скукоживается и становится короче. Это идеальный климат для людей, которые родились и живут в средней полосе России. Они не смогли бы жить ни в каком другом. К нам в огромных количествах приезжают девушки с юга, они начинают рыдать из-за того, что у нас холодно. Я на это всегда отвечаю:«Ребята, живите там, где вы родились».
Сергей Ситар теоретик архитектуры |
«Московский климат — не столько северный, сколько резко континентальный, то есть контрастный. Москва гораздо южнее, к примеру, Стокгольма и Хельсинки, которые по характеру архитектуры не так уж сильно отличаются как от нее, так и от других европейских городов. Что касается московских торговых центров, то они, безусловно, в заметной мере восполняют дефицит общественных пространств круглогодичного использования — и понятно, что климат в них искусственный, а потому и пальмы здесь не менее уместны, чем в какой-нибудь оранжерее. С другой стороны, тот факт, что это пространства именно торговые, привязывает общественную активность к культу потребления, так что общественными эти пространства можно называть лишь условно. В Монреале, к примеру, есть полукондиционированная сеть подземных пешеходных улиц, которая позволяет жителям города почти не замечать температурных превратностей зимы. Но вряд ли что-то такое возможно у нас при нынешней экономической модели».
Благодарим за помощь в организации съемок ТЦ «Золотой Вавилон Ростокино» по адресу просп. Мира, 211