Анна Красинская Исполнительный директор образовательной, издательской и публичной программ института «Стрелка» |
Про стратегическое развитие городов
Урбанистика стала страшно модной темой для России, и интерес к ней открывает много возможностей. Государство поняло, что тему развития и благоустройства городов очень охотно обсуждают жители, что она важна для имиджа города и страны. Урбанистика – это очень хорошая точка опоры для диалога.
«Стрелка» второй раз делает летнюю школу «Благоустройство повседневности» для мэров из разных городов, где мы говорим о некой стратегии развития территорий. Известно, что в России к длинным стратегиям все относятся страшно подозрительно: все хотят предпринять самый простые и быстрые действия сегодня, чтобы результат был уже завтра. Все-таки, нам бы хотелось, чтобы городская стратегия воспринималась как долгосрочная цель.
В России всегда есть желание сделать все как в Европе! И это единственная понятная мысль, которую все произносят. А почему как в Европе? А может как в Азии? Почему мы пользуемся только европейским опытом, но не пользуемся опытом того, что происходит в бурном молодом азиатском городе? Интерес урбанизма заключается не в том, чтобы скопировать и перенести те решения, которые уже реализованы в других городах, а понять, каким город может быть в принципе.
Очень важно придумать, как город может работать эффективно во всех областях. Недостаточно просто построить жителям красивый парк, поставить пару лавочек здесь и зажечь лампу там, и думать, что всем от этого вдруг станет хорошо, нет. Важно чтобы город как институция стал притяжением людей и бизнеса, а это, как мне кажется, достигается только путем развития города как экономического института.
Про креативные исследования и «взрыв мозгов»
Важно понимать, что проекты выпускников «Стрелки» – это креативные исследования. Очень не люблю слово «креативный», но иначе его никак не назовешь. Его смысл в поиске абсолютно неожиданного решения поставленной проблемы.
Чаще всего мы слышим от работодателей, что молодые профессионалы могут быть симпатичными и умными, но они ужасно боятся реальности. Ты ставишь какую-то задачу, а тебе отвечают, что это невозможно, потому что не та экономическая ситуация, не тот рынок, да и вообще все слишком дорого. И мы призываем своих студентов через свои проекты «взорвать мозг» людям, чтобы они придумали проект в идеальной ситуации, чтобы они не боялись рисковать! Очень хочется нестандартных, интересных идей, потому что в таком решении есть своя новаторская ценность. И сам факт озвучивания такого необычного решения влечет за собой дискуссию на эту тему, обсуждение, как должен быть устроен тот или иной процесс или проект.
Про «Стрелку»
Кого выпускает «Стрелка»? Мы для себя придумали для себя такое название «будущие урбанисты», или как это звучит по-английски – future urbanists.
Для нас очень важно, с одной стороны, рассказать ребятам, где находится урбанизм как наука сейчас, а с другой дать возможность сделать свои собственные проекты. Чуть меньше пропедевтики, чуть больше практических возможностей. Конечно, это не исключает того, что мы читаем лекции по разным дисциплинам: не только по архитектуре и урбанистике, но и социологии, географии, истории, экономике …
Наш метод обучения – проектирование, основанное на исследовании, смысл которого заключается в том, что исследование становится не самоцелью, а неким способ мышления и способом работать с проектом. Мы прекрасно отдаем себе отчет, что за девять месяцев обучения мы не сможем студента-социолога в полной мере подготовить в теории архитектуры, а студента-архитектора превратить в экономиста. Поэтому главной задачей для нас становится научить студентов не напрямую знаниям в той или иной дисциплине, а научить пользоваться этими науками как инструментами, которые им понадобятся в работе.
Программа в «Стрелке» очень короткая, всего 9 месяцев. Поэтому учебный процесс становится некой симуляция рабочего процесса, с которым студентам придется столкнуться в реальной жизни. В реальных условиях разработка проекта всегда происходит в ужасно сжатые сроки параллельно с другими проектами, и у тебя никогда не будет года, двух или трех на выполнение какого-нибудь проекта. Более того, у нас учатся уже сознательные постдипломные студенты, бакалавры или магистры, со всего мира с абсолютно разным бэкграундом, что позволяет ребятам поработать в такой мультифункциональной и мультидисциплинарной команде, которая их ждет в реальной практике.
В этом году у нас появилась пятая студия «Links», которую мы запустили в сотрудничестве с МГУ. В течение двух месяцев магистры экономфака изучали у нас здесь неформальную экономику Москвы. Одна из участниц призналась, что для нее самым интересным стала возможность сделать самостоятельный проект, притом, что в МГУ при таком же статусе студента-магистра она лишь могла поучаствовать в чужом исследовании. Кстати, ей так понравилось это направление, что сейчас она уехала учиться по направлению «urban economics» в Германию. Вот так «Стрелка» изменила ее профессиональную траекторию.
Про профессиональные траектории выпускников
У выпускников «Стрелки» очень интересные профессиональные истории. После окончания института открывает свои архитектурные бюро или занимается дизайном, кто-то уезжает за рубеж или попадает на стажировки в наши партнерские бюро, а кто-то устраивается в разнообразные министерства и ведомства: от министерства культуры до министерства транспорта. Выпускник первого года, Денис Леонтьев, с управляет консалтинговым подразделением института — КБ «Стрелка». Два других выпускника, Даша Парамонова и Антон Кальгаев, сделали русский павильон на Венецианской архитектурной биеннале. И да они прекрасно понимают, что среда к ним не готова. Да, безусловно, это тяжелая для студентов история: пока они учатся, их окружают единомышленники, комфортная студенческая атмосфера. Но учебный год приближается к концу, и они понимают - а что дальше? И студент остается один на один с этой реальностью, приходится идти и работать в то самое министерство и ведомство.
Но «Стрелка» – это не только образование, но и хорошая профессиональная и социальная среда, где в процессе обучения студент встречается с огромным количеством экспертов, которые в обычной его жизни ему могут и не встретиться.
Конечно, профессиональная среда не готова к специалистам с таким мышлением, но с другой стороны, она никогда не изменится, если этих специалистов не будет. Это немножечко история про первопроходцев, которые своим появлением среду вокруг себя и меняют.