По часовой стрелке: Елена Языкова, Варвара Зеленецкая, Алексей Зайцев, Ирина Калитеевская (БГ), Дарья Анцева, Алексей Мунипов (БГ), Михаил Калужский (модератор), Степан Живов, Игорь Гурович и Григорий Пятов
БГ: Давайте для начала определимся — что вообще считается антиквариатом?
Алексей Зайцев, галерея живописи «Альбион»: У нас в законах однозначной формулировки понятия «антиквариат» нет. Но вообще, под это понятие подпадает фактически любой предмет старше 50 лет, созданный руками человека.
БГ: То есть коробка карандашей 1955 года — это тоже антиквариат?
Зайцев: Коробка, открытка, швейная машинка, копия картины Айвазовского, сделанная в 1938 году. Ну что, казалось бы, антикварного в машинке «Зингер»? Но как раз антиквары знают, что любой, даже самый странный, предмет находит своего покупателя — потому что нам часто предлагают лоты с довеском. Пара ценных вещей — и к ним несколько бог знает каких. И они все равно продаются рано или поздно. В случае с машинками — есть такая одежная марка All Saints, они в витринах всех своих магазинов устраивают инсталляции из «Зингеров». Скупают их просто тоннами.
БГ: Сразу хочется задать вопрос: почему в Москве так плохо с антикварными — даже по сравнению с Петербургом? Почему здесь такой вялый рынок? Почему просто пойти и купить старую пепельницу — это целое дело?
Варвара Зеленецкая, дизайнер интерьеров: Ну, в Питере меньше сносили, больше чердаков, где что-то осталось. К тому же там в принципе меньше выкидывают, люди как-то любят старье. А вообще — ну давайте не будем забывать, в какой стране мы жили. Сколько всего пожгли, вывезли, сколько всего просто пропало. Любой антиквар вам скажет, как редко можно встретить, например, целый довоенный сервиз — они просто не выживали в войнах и переездах.
Зайцев: А после войны старые вещи выкидывали на помойку, потому что это рухлядь, вещизм и мещанство.
Степан Живов, режиссер: У меня есть пара знакомых, собравших по помойкам коллекции уникальной антикварной мебели.
Галерея Brocade находится в комнатке за выставочным залом «Роза Азора»
Зайцев: Старая мебель же не была рассчитана на хрущевки — и даже на потолки 2,7 м. При переездах ей в лучшем случае подпиливали ножки и спиливали навершия, в худшем — просто меняли на мебель из ДСП. Целый пласт уничтожен, искорежен или просто выброшен.
Живов: Я знаю, что всю мебель из квартиры Берии вынесли сожгли — а Берия знал толк в мебели. Или, скажем, я очень люблю старые автомобили, которых было в России очень много. Но дорогие «мерседесы» или «хорхи» принадлежали государственным организациям, которые не имели права их продавать частным лицам. Так они их просто распиливали! Громадное количество уникальных европейских машин, которые к нам попали после войны, просто уничтожили.
Григорий Пятов, галерея «Бумажные сокровища»: Наш антикварный рынок ужасно сузило еще и то, что все эти 70 лет все лучшее шло в музеи. Там хранится огромное количество материала, который мы с вами не увидим никогда. Музеям это не нужно, никто это не изучает, да они зачастую даже не музейного уровня — они там просто похоронены навсегда.
Зайцев: До войны был организован музейный фонд, и из десятков тысяч предметов, поступивших в этот фонд из разных частных собраний, по музеям было реально распределено примерно 8 тысяч. Остальные передали в государственную организацию «Антиквариат», главная цель которой была — продать это все за рубеж в обмен на золото. Она продала все, что успела продать. Не забывайте еще и то, что у нас была большая страна и вещи равномерно распределялись по музеям — а сейчас многие из них за границей. Мы потеряли и разбазарили все, что могли. Считается, что более 70% произведений искусства, представляющих высокую художественную ценность, за годы советской власти было нами утрачено — либо уничтожено, либо вывезено.
БГ: А те, которые никакой ценности не представляют, с ними-то что произошло? Ну, вот просто тарелки, ложки, открытки?
Этот граммофон из «Розы Азора» работает. Пластинку можно найти здесь же
Елена Языкова, галерея «Роза Азора»: Мы как раз торгуем предметами быта, и я точно знаю, что даже рынок обычных вещей, не обладающих никакой ценностью, у нас отсутствует. Потому что, увы, страна была очень бедная. Возьмите Францию 30-х или 50-х годов — у людей были нормальные ножи, вилки, ложки. А у нас люди жили в нищете.
Игорь Гурович, дизайнер: К тому же французы ничего не выбрасывают. А мы выбрасываем. Попробуйте найти старую вывеску или дверную ручку — черта с два.
Дарья Анцева, галерея Transatlantique: Я, кстати, знаю в Москве три магазина, которые торгуют старыми дверями, ручками, плиткой и так далее. Но они частные, полузакрытые.
Гурович: Глобальный ответ на ваш вопрос звучит так: народ, который избрал кумирами не ложку и чашку, а Достоевского с Толстым, сильно проиграл. Я в этом абсолютно убежден. Ему было по хрену, на каком стуле сидеть. Удобство, комфорт — неважны, вся государственная идеология вокруг этого строилась. И целые пласты материальной культуры просто сгинули. Вспомните эту чертову клееную фанеру, которая сгубила всю деревенскую русскую мебель — шедевральную северную, вологодскую. Никто ее не берег, она стоила копейки, ее было несложно заменить новенькой дрянью. Просто не было людей, которые бы сказали — это ценность, это надо сохранять.
БГ: А блошиных рынков и лавок старьевщиков у нас нет именно поэтому?
Анцева: Еще и потому, что у нас людей, которые готовы купить старую вещь, в принципе очень мало. Кто-то боится, кто-то брезгует — да где она стояла, да какая у нее карма… В Питере, кстати, таких людей действительно больше.
Зайцев: Потом, не забывайте, что до 2002 года на продажу антиквариата надо было получать лицензию Минкульта. То есть иметь правильно оборудованное помещение, персонал, проверенный по всяким эмвэдэшным базам, плюс пожарные, СЭС и так далее. Там даже не было никакой коррупции, никто ничего на моей памяти не вымогал. Но входной билет на рынок был в районе 10—15 тысяч долларов. И если для крупной галереи это пустяки и даже само собой разумеется — никакой дурак не будет заниматься серьезным искусством, не обеспечив его сохранность, — то для обычных букинистов и старьевщиков это было просто неподъемно.
Гурович: И это ужасно грустно, потому что антикварные — это ведь магазины, которые торгуют счастьем. Я не говорю сейчас про дорогие галереи с коллекционным товаром, а именно что доступные обычному человеку магазины. Это же лучшее в мире место для поиска подарка, себе или другим. Я вот лично планомерно спускаю свои гонорары в антикварных.
Елена Супрун и Михаил Ткачев в «Универсуме»
Зайцев: Про счастье — это абсолютно верно. Наша успешность в бизнесе напрямую зависит от того, уйдет от нас человек довольным или нет. Притом что человек, идя в антикварный, почти никогда не знает, чего именно он хочет. Моя галерея торгует живописью, и много раз приходили заказы, казалось бы, максимально конкретные. Пейзаж русского художника, сухопутный, спереди поле, сзади лес, над лесом птички летят, размер такой-то, время такое-то, цена примерно такая-то. Так вот найди человеку три картины, идеально удовлетворяющие этому условию, — он их не купит. А купит четвертую, вообще другую. Потому что главное — чтобы внутри загорелось «мое». Это как любовь.
Альбион
Остоженка, 7, стр. 1
Существует с 1999 года. Торгует русской и западноевропейской живописью и графикой XVIII—XIX веков, а также старинными гравюрами. Регулярно устраивает аукционы, ближайший — «Старинные гравюры и карты»
БГ: Игорь, вы же были в «Альбионе»? Как вам там?
Гурович: Честно вам скажу, самому мне в такую галерею даже не пришло бы в голову заходить. Я бы просто засмущался. Нет ощущения, что меня там ждут, — и, по-моему, это беда многих наших антикварных.
Зайцев: Люди считают, что антиквариат — это безумно дорого, но это же миф. Очень часто на Антикварном салоне встречаешь людей, которые рассматривают ценники и изумляются — они думали, что такая картина стоит как «бентли», а на самом деле — как обычная иномарка, вполне им по карману.
Гурович: Антикварный салон в ЦДХ? Это просто мрак. Такое впечатление, что торгует одна галерея. Скучно ужасно. У всех — один сплошной XIX век.
Российский антикварный салон
Крымский Вал, 10, ЦДХ
Главный отечественный слет антикварных галерей. Проводится несколько раз в год начиная с 1996 года. Вход платный. Ближайший, юбилейный 30-й салон пройдет с 16 по 24 апреля, в нем заявлено участие 250 галерей
Зайцев: Девятнадцатого уже мало, в основном первая половина двадцатого.
Гурович: Ну может быть. Уровень примерно одинаковый. Такое впечатление, что снова попал в учебник «Родная речь». Как так может быть? Вот я средний класс, интересуюсь антиквариатом, но там мне не на что даже посмотреть.
Анцева: Просто на XIX век самый большой спрос, очень много людей собирает русскую живопись XIX века. Но не средний класс, он ее просто не потянет.
«Качалка» изначально продавала литературу на иностранных языках, а теперь превратилась в комиссионку широкого профиля
Пятов: Ну почему? Большие холсты — нет, а графику и этюдики вполне может себе позволить.
Анцева: Потом, понимаете, чтобы сделать антикварный салон западного уровня, нужно вложить деньги, запретить ковровую развеску произведений. Не может уважающая себя галерея вешать на стенде в 20 метров 100 работ.
БГ: А вы в этом салоне участвуете?
Анцева: Участвую. А куда деваться? Это единственное место, куда приходят клиенты.
Зайцев: Наша галерея ориентирована как раз на средний класс, так вот, маленькие работы наши клиенты вполне себе могут позволить.
БГ: Это вот которые как приличная иномарка?
Зайцев: Да нет, почему? Мы торгуем дорогими русскими художниками, но вместе с ними — и довольно недорогими западноевропейскими, от $1?000—1?500 за работу. И совсем уж дешевыми гравюрами. Под Новый год мы устраивали распродажу по 50 рублей лист. Целую пачку распродали за две недели.
Живов: Я недавно искал гравюру в подарок режиссеру, который снимал фильм «Печорин». Обегал всю Москву. Но мне в голову не приходило, что я могу зайти в такую академичную галерею, как ваша, и за абсолютно приемлемые для меня 8?000 рублей — ну это то, что я своими глазами у вас видел, — найти устраивающую меня гравюру.
Зайцев: Да и дешевле можно. Многие гравюрные листы продаются по $5—10. И это хорошие листы XIX века.
240 000 рублей за люстру — далеко не самый пугающий ценник в «Универсуме»
***
БГ: Хорошо, а где в Москве покупать антикварную мебель?
Зеленецкая: Лучше всего, конечно, у так называемых черных дилеров. Если меня клиенты просят что-то найти, я звоню знакомому, у которого пара ангаров, забитых мебелью. У него, кстати, многие антикварные закупают и перепродают. Но он, к сожалению, не публичный, сдать я вам его не смогу. Таких людей в Москве не один и не два.
Живов: Есть такой же ангар на «Семеновской», чудный. Я там недавно купил спинку от стула. Стул был сломан, а спинка мне понравилась.
Старинная мебель
Ткацкая, 8
Двухэтажный ангар на территории завода «Вымпел». Советская и европейская мебель, иногда целыми гарнитурами, соседствует с азиатской разных лет. Попадаются мелкие вещи — сундуки, посуда, подсвечники
Зеленецкая: На Ткацкую много возят из Голландии и Бельгии. Голландия 40—50-х — это вроде и не антиквариат, но выглядит иногда симпатично. Потом, есть же интернет, многое теперь продается там — через аукционы, разные сообщества. Кстати говоря, многие не знают, что можно покупать в «Гелосе». Всех пугает слово «аукцион», но там ничего страшного нет и часто продается всякая мелочь вплоть до чашек, ботинок и прикроватных столиков.
Гелос
1-й Боткинский пр., 2/6
Главный отечественный аукционный дом каждую неделю проводит торги, на которых продается буквально все — гравюры, книги, оружие, плакаты, предметы быта. Типичный лот с мартовского аукциона: 4 серебряные столовые ложки 1849—1917 годов за 4 000 р. Ставки можно делать даже онлайн
БГ: А вот какой-то легендарный подвал на Фрунзенской, про который все любят рассказывать?
Пятов: О, ну это место Васо.
Антиквариат
Фрунзенская наб., 52—54
Обширное место с антикварной мебелью и самой разнообразной рухлядью — куклами, бронзовыми фигурками, фотоальбомами и т.д. Фактически обломок Тишинки со своим укладом и харизматичным хозяином, которого все знают просто как Васо
По стоимости вилок и ложек можно определить уровень цен в антикварном. Эти 6 вилок продаются за 1 200 рублей
Языкова: Очень приятное. Там у них совершенно свой мир, вплоть до того, что они у входа устроили садик и летом сидят там. Много и мебели, и чего только нет.
Пятов: Но я там не могу находиться: пыльно ужасно.
Зеленецкая: «У Васо» — это фактически уже культовое место, и этот прекрасный грузинский человек — конечно, гений самопиара. Оно и выглядит как такое место для своих, где можно за три копейки найти сокровище. Но на самом деле там скорее реально найти за пять рублей то, что стоит рубль.
БГ: Дарья, а какой у вас порядок цен?
Анцева: От $1?000—1?500 за маленький стол или стул. У нас много подписных вещей — когда на мебели есть подпись, то есть авторской мебели. Буфеты от €7?000—10?000 до 60?000—70?000. Но тут надо понимать, что мебель ар-деко — это дорого, и дешевой она уже никогда не будет. Работы самых известных дизайнеров ар-деко — Рульманна, Эйлин Грей — стоят миллионы долларов. Кресло Эйлин Грей на аукционе ушло за $26 млн. Мы такую мебель не продаем, конечно. Не знаю, есть ли вообще в Москве коллекционеры ар-деко такого уровня. Вроде бы есть один человек, у которого есть Рульманн, но сама я не видела, утверждать не могу. Мои клиенты купить Рульманна не просят.
Transatlantique
4-й Сыромятнический пер., 1, стр. 6, на территории «Винзавода»
Единственная в городе галерея, специализирующаяся исключительно на мебели ар-деко. Есть свой реставраторский цех
БГ: А что вас просят клиенты?
Анцева: Просят найти мебель как в сериале «Пуаро». Или как в «Афере Томаса Крауна». Я создателям этих картин очень благодарна — что такое ар-деко, у нас публика знает смутно, а вот «как в «Афере Томаса Крауна» — это все очень хорошо понимают.
БГ: Не бывает так, что клиенты вам говорят — мы в Париже на блошином рынке видели такой же буфет за €500?
Анцева: Бывает. Бывает даже, что нам приносят купленную в Париже вещь на реставрацию, мы снимаем лак — а там новое дерево. На самом деле чудес уже практически не бывает, практически все подлинное ар-деко давно найдено и описано. Потом, понимаете, все мои клиенты много ездят, они же видят, что сколько стоит, — я просто физически не могу задирать цены. Поэтому я всегда могу показать, почему у меня буфет стоит 15?000: вот закупочная цена, вот цена реставрации, перевозка, мой процент и так далее.
Букинистический отдел «Акции»
БГ: А есть места, которые вы сами рекомендуете клиентам?
Анцева: Если нужна коллекционная русская мебель гарантированно высокого качества — это «Русская усадьба».
Русская усадьба
Крымский Вал, 10, ЦДХ
Антикварный салон, основанный выпускниками Историко-архивного института в 1996 году. Помимо стенда в ЦДХ есть офис в галерее Artplay
Языкова: Это фактически музейщики, занявшиеся антиквариатом. Там за каждой вещью — кропотливейшая экспертная работа.
***
БГ: Давайте вернемся к антикварным широкого профиля. Есть два очень популярных московских места — «Акция» в Калашном переулке и «Универсум» на Малой Никитской. Туда по нашей просьбе сходила модельер Елена Супрун в компании коллекционера Михаила Ткачева. Сегодня они прийти не смогли, но Елена оставила подробный комментарий.
Супрун: Я по антикварным не хожу уже очень давно, чтобы не входить в соблазн — у меня квартира и так забита антиквариатом. Но в этих двух магазинах очень хорошие вещи. На Малой Никитской цены лучше, там можно найти очень недорогие штуки. В Калашном дороже. Я спросила у девушек, которые там работают, они сказали, что в основном приходят за подарками. Для таких целей эти магазины очень хороши. На Малой Никитской замечательный выбор предметов 50-х годов, хрусталя, всяких мелочей. Лавка в Калашном рассчитана на более богатого покупателя, но у них большой выбор раритетных вещей, которые можно с удовольствием дарить.
Акция
Б.Никитская, 21/18, вход с Калашного пер.
Заслуженный московский антикварный с большим выбором буквально всего, от хрусталя и безделушек до картин, скульптур и икон. Есть букинистический отдел, а во дворе — отдельный подвал с мебелью. Цены — выше среднего
Универсум
М.Никитская, 16
Когда-то был единственным букинистическим в Москве, торговавшим книгами на иностранных языках. Постепенно расширился и стал торговать еще и антиквариатом
Пятов: Строго говоря, «Акция» тоже когда-то была букинистическим. Вообще, букинистам в Москве, и вообще в СССР, всегда было проще, потому что они не ходили под статьей. Если ты не торговал золотом, иконами и антисоветчиной — ты мог как-то спокойно жить. У меня «Акция» ассоциируется исключительно с бывшим владельцем, к сожалению, умершим три года назад. Михаил Елизарович, а фамилию не помню, потому что все его звали только Елизарычем. Это был гениальный антиквар. Встречал каждого с улыбкой, многим пытался что-нибудь найти. Бизнес свой он вел очень жестко, при этом был сама доброта — мог спокойно подарить что-нибудь. С его уходом многое поменялось. Но это по-прежнему очень сильная лавка старьевщика. Топовых вещей там, конечно, нет.
В Калашном переулке антикварной мебелью и лампами забит целый подвал
Гурович: В 90-х там были высочайшего качества литографии.
Пятов: Но сейчас-то 2011-й. В общем, Елизарыч пытался приблизить свой магазин к лавке старьевщика на Портобелло-роуд, а не лотку в Измайлово.
БГ: При этом самая дешевая вещь там стоит тысяч пять, и это будет серебряная ложка, которая на Портобелло стоит 10 фунтов.
Пятов: Правильно, потому что это русская ложка, которых мало. Хотя это чушь и бред, потому что, извините, английское серебро ничем не хуже. Но это везде так. Есть такой миф, что в провинции можно задешево найти классные вещи. А все наоборот: там один антикварный на город, и в нем лежит какой-нибудь екатерининский пятак, который стоит бешеных денег. Потому что он — один. Притом что в Москве эти пятаки можно пригоршнями скупать.
Гурович: Я часто бываю в Перми, заходил на местную версию блошиного рынка. Ничего там нет. Пермские моторы есть. А пермских ложек — нет. Хотя однажды я там купил тарелку из петербургской гостиницы «Англетер». То есть кто-то спер тарелку и увез в Пермь. Очень трогательно.
Живов: В «Акции» и правда высокие цены. Но однажды я зашел туда купить подстаканник в подарок, и, пока выбирал, моя 10-летняя дочка наткнулась на серьги и залипла — пап, купи, и все. Роскошные золотые серьги, стоили тысяч 80, кажется. Так вот, вместо того чтобы бросить меня на произвол судьбы, продавщица немедленно вышла из-за стойки, сказала ей: «Пойдем, я покажу тебе гораздо лучше», нашла какую-то бижутерию за 1?500 рублей и убедила, что они и правда лучше. Я был спасен. Век им этого не забуду.
Мебель в «Альбионе» не продается — только живопись, графика, гравюры и карты
БГ: А что с «Универсумом»?
Пятов: Раньше его все называли «Качалка», и это было единственным местом в Москве, где за семь с половиной рублей можно было купить какой-нибудь пейпербек с детективчиком Агаты Кристи.
Языкова: И альбомы по искусству.
БГ: А в какой момент он стал антикварным?
Пятов: Когда открыли границы и обнаружилось, что пейпербек на самом деле стоит 99 центов. Так что в начале 90-х у них появилась мебель, а за ней и все остальное.
Живов: Это вообще мой любимый антикварный. Там есть и побрякушки стоимостью 30 рублей, и фарфоровые блюдца ценою в «бентли». То есть там и коллекционеру есть что искать, и просто купить подарок всегда можно.
Участник экспедиции Игорь Гурович в галерее Дарьи Анцевой Transatlantique на территории «Винзавода»
Зеленецкая: По части порыться всегда приятно зайти в «Розу Азора». Но про это место уж точно все в Москве знают.
Роза Азора
Никитский б-р, 14
Закуток-галерея, устроенный как квартира: во все шкафы и ящики можно заглядывать, все продается
Языкова: Мы и хотели сделать лавку, где можно именно что порыться. Портобелло был нашим идеалом. Сейчас мы расширились, комнат стало больше, появились соседи — галерея Brocade с винтажными платьями. Это как бы гардеробная в нашей квартире. Там девочки привозят из Америки всякие старые платья, безумно красивые.
БГ: А вы откуда вещи берете?
Языкова: У нас все советское в чести, поэтому у нас классическая комиссионка. Приносят иногда мелкие перекупщики, иногда — просто владельцы. Причем комитенты у нас по многу лет одни и те же, это такой маленький клуб: что для одних мусор, для других — сокровище.
БГ: Есть еще некий центр «Город хобби» на «Черкизовской», в котором галерея у Григория Пятова — это что за место?
Мелкие предметы попадают в Transatlantique редко и быстро раскупаются
Пятов: Это центр, в котором собрали все, связанное с собирательством и вообще увлечениями. Нумизматы, филофонисты, торговцы куклами, открытками, орденами, всем для рукоделия, немного антиквариата — в общем, все подряд.
БГ: Но случайных посетителей у вас не бывает? Там ведь просто так не окажешься.
Пятов: Это 20 минут пешком от измайловского вернисажа, в принципе. Но владельцы центра не очень понимают, как его развивать и рекламировать, так что кто знает — тот знает.
Бумажные сокровища
Щелковское ш., 3 (ТЦ «Город хобби»)
Галерея, в которой продается все бумажное: старые открытки, плакаты, фотографии, письма и так далее
Пятов: При этом, знаете, раньше у нас было место на «Павелецкой», и многие клиенты туда не могли доехать. А к нам — легко, потому что едут из центра, против движения, и не стоят в пробках. Плюс у нас парковка. Пойдите припаркуйтесь на Малой Никитской.
БГ: А почему едут именно к вам, что у вас такого особенного?
Пятов: Мы целенаправленно скупаем то, что у нас в стране пока недооценено: фотографии, автографы, письма, исторические документы. И то, что называется эфемерами: вещи, которые жили один, два, три дня. Свадебное приглашение, афишка, билет на выставку Васнецова 1912 года. И есть постоянные клиенты, которые ездят к нам каждые выходные — посмотреть, что нового появилось. Они не могут купить картину за 10 тысяч евро, зато могут прийти к нам и купить приятный пустячок за $10. А за $1?000 — уже не пустячок, а вполне оформленную вещь.
Мебель ар-деко прекрасно вписывается в самые минималистичные интерьеры – есть в ней что-то космическое
Любых эфемеров на свете осталось три, пять экземпляров. Ну кто хранил приглашения на выборы в Верховный Совет 1939 года? Но из миллионного тиража выжило несколько штук, и каждая стоит — как минимум десятки долларов.
БГ: И кому сейчас нужно такое приглашение?
Пятов: Поверьте, на любую вещь найдется покупатель.
Живов: Я однажды из Венеции привез чемодан старых рубанков. В аэропорту на меня, конечно, смотрели как на идиота.
Языкова: Расскажу вам такую историю. Я вообще живу в Саудовской Аравии, в Москве бываю наездами, захожу как-то в нашу галерею — смотрю, стоит сломанный утюг за 2?500 рублей. Ребята, говорю, да что это такое? Вы с ума сошли? Что вы берете на комиссию? Мне говорят — а вы прочитайте бумажку на утюге. Я читаю: «Кузя. Аккуратно сбрызгивать водой три раза в день, чтобы не порвать паутинку. Кормить крошками». Короче, это эмигрировала какая-то семья и принесла нам своего любимого паука, который жил в утюге.
БГ: А цена почему такая?
Языкова: Они сказали — тот, кто купит задешево, Кузю нашего загубит. А кто заплатит чувствительные деньги — тот сбережет. Вот, понимаете, весь антикварный бизнес на этом построен.
БГ: И что стало с Кузей?
Языкова: Как что? Купили!