Атлас
Войти  

Также по теме Московские деревни

Московские деревни. Дьяково

Соленые огурцы к царскому столу, фурнитура из дворца, исчезнувший дом деда Квашнина и староверка Качалина

  • 14835

Дьяково


Кочерыжники, дверные ручки из дворца и потомки дворовых людей царя Алексея Михайловича

Считается, что деревня на высоком берегу Москвы-реки, отделенная от соседнего села Коломенское глубоким и протяженным Голосовым оврагом, возникла во второй половине XIV в. В 1662 г. царь Алексей Михайлович перенес Дьяково с южного склона Голосова оврага на новое место, поближе к Москве-реке, а прежнее было «пригорожено в государев сад». В садах выращивали яблони и груши, белую и красную вишню, крыжовник и смородину, сливы, грецкие орехи и малину. Из овощей культивировались капуста, огурцы, редька, петрушка, свекла, шпинат и кресс-салат. Здесь же был устроен «садок» — искусственный пруд для разведения рыбы.

При Петре I местные крестьяне полностью перешли на выращивание овощей, после чего соленые огурцы и капуста из Дьякова стали поставляться к царскому столу в Петербург, а жителей деревни прозвали «кочерыжниками». Огородническую специализацию село сохраняло вплоть до середины XX в.

В середине XVII в. в Дьякове насчитывалось 30 дворов и проживало около 80 человек. Спустя двести лет — 70 дворов с 500 жителями. Дьяково всегда было зажиточным селом, о чем свидетельствуют резьба, наличники, подзоры и коньки, украшавшие дома, и изразцовые печи, стоявшие во многих из них. Во второй половине XVIII в., когда разобрали деревянный царский дворец в Коломенском, местные крестьяне скупили скобяные дверные ручки, замки, ключи, дверные накладки и прочую оставшуюся от дворца фурнитуру и продолжали пользоваться ими даже в начале XX в.


Кладбище


В 1960-е гг. Дьяково вошло в состав Москвы. Большая часть территории села была застроена многоэтажными домами, а та, что уцелела, оказалась на территории музея-заповедника «Коломенское». Тут стояли дома из толстых бревен, напоминавшие скорее не классические русские избы, а современные двухэтажные бараки — тем не менее некоторым из них было более трехсот лет, и они состояли под охраной государства, о чем свидетельствовали соответствующие таблички. Рассказывали, что обитатели этих домов происходят от дворовых людей царя Алексея Михайловича.

Со временем жителей этих домов стали выселять с территории музея-заповедника и в середине 1990-х гг. расселили последних. Дома, несмотря на свой статус, пришли в упадок, часть их сгорела, другие разобрали. Последний частный дом села Дьяково (1-я улица Дьяково Городище, 74) сгорел в августе 2008 г.


Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи


Озеленительная база, пасека и сад священников

Из сельских построек в деревне чудом уцелели два дома по 2-й улице Дьяково Городище — в них находится озеленительная база музея-заповедника «Коломенское»: в сараях складируют рабочий инвентарь, на заднем дворе стоят тракторы, а вокруг до сих пор растут фруктовые деревья.

Также частично сохранилось владение 90 по 1-й улице Дьяково Городище. Огороженный добротным забором участок стоит на краю высокого обрыва, в пяти минутах ходьбы от церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове. На участке два дома — маленький, построенный в начале 2000-х гг., и совсем новый, деревянный, еще недостроенный. Рядом пасека, вокруг — большой сад.

До революции владение принадлежало некоему Илье Ивановичу Квашнину (скорее всего — зажиточному крестьянину), в советское время здесь действовала школа резьбы. Затем музей выкупил владение у потомков Квашнина и передал дьяковской церкви — под жилье местных священников. Те сломали старый дом и теперь строят на его месте новый, в котором и живут.


Дом священников


Александр, сотрудник музея-заповедника «Коломенское»:

«Меня давно интересует история местных сел. Самый массовый снос домов имел место давно, в 1970-е гг. Тогда вообще активно шло расселение деревень с территории Москвы. Именно в те годы было уничтожено Коломенское и другие окрестные деревни.

Дьяково исчезало поэтапно. На его территории была организована своего рода база, на которую свозили разобранные дома, с тем чтобы в будущем собрать их обратно, надо полагать, в музейных целях. Но вместо этого бревна распиливали на дрова и продавали, а уцелевшие дома жгли — в результате от села ничего не осталось.

Еще пятнадцать лет назад домов было больше, хотя селом их назвать было сложно: просто отдельно стоящие дома, разбросанные по обширной территории. В одном из них жила староверка Качалина. В другом, еще до революции, дед Квашнин. С его домом произошла загадочная история: как-то раз он просто исчез, только фундамент остался. На этом фундаменте теперь строят дом для священника дьяковской церкви.

А от села Коломенского сохранился один-единственный дом, на входе в «Коломенское» с улицы Новинки. Ни его возраст, ни судьба мне неизвестны».


Пасека при доме священников


Жительница соседнего района, гуляющая в Дьякове:

«Мы переехали в этот район из центра Москвы в конце 1970-х гг., и деревни в те годы как таковой уже не было. Стояли отдельные дома — один из них моя соседка умудрилась даже купить и перевезти к себе на участок. Огородов было много, их возделывали вчерашние деревенские жители. Они постоянно спорили из-за дележа земель и выражали недовольство тем, что деревню расселили. А мы тут собирали малину, смородину, клубнику, яблоки. Тогда тут все росло, а сейчас, конечно, ничего, кроме яблонь, не осталось».


Дворец царя Алексея Михайловича


Как добраться:

Выйдя из станции метро «Каширская», перейдите проспект Андропова по подземному переходу и войдите в музей-заповедник. Ориентир — новопостроенный дворец Алексея Михайловича, который стоит между 1-й и 2-й улицами Дьяково Городище.

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter