Атлас
Войти  

Также по теме Московские деревни

Московские деревни. Царицыно

Земной рай Екатерины II, изготовители гильз для папирос, великосветские дачи и поселки железнодорожников, а также династия юристов, торговля гладиолусами на «Автозаводской» и охота за коровьими лепешками в селе Царицыно, Черная Грязь и Ленино

  • 13429
Царицыно

Пустошь боярина Стрешнева, дача Тимирязева, гильзы для папирос, царицынские дворники и поселки чернорабочих

Первое письменное упоминание о землях, на которых сегодня можно найти остатки села Царицыно, встречается в писцовых книгах 1589 года: там перечисляются владения дворцового села Коломенское, в том числе — «пустошь Черногрязкое». В 1633 году пустошь выкупил Лукьян Стрешнев, тесть царя Михаила Федоровича, и поставил на ней боярский двор. После Стрешневых землей вместе с усадьбой Черная Грязь и одноименным селом владели Голицыны, затем Кантемиры, пока, наконец, в 1775 году императрица Екатерина II не выкупила земли у Сергея Кантемира за 25 тысяч рублей (именно в честь двух участников этой сделки названы соседние станции метро — «Царицыно» и «Кантемировская»). Екатерина, называвшая здешние места раем земным, переименовала усадьбу из неблагозвучной Черной Грязи в Царицыно и начала масштабное строительство. С этих пор жизнь села была тесно связана с расположившейся под боком царской резиденцией.

После реформы 1861 года село Царицыно стало центром одноименной волости, а отдельные участки царской усадьбы начали сдаваться под дачи. Стремительный рост дачного строительства начался с постройкой Курской железной дороги в 1866 году, и в конце XIX века Царицыно превратилось в популярнейшее место отдыха москвичей. В то время рядом с усадьбой выросла еще одна застроенная дачами территория, объединившая несколько соседних сел, — ее стали называть Новым Царицыно, а старинное усадебное село — Старым. Каждый летний сезон туда приезжало до 15 тысяч дачников, среди которых были Морозовы и Бахрушины, ученый Климент Аркадьевич Тимирязев и председатель Первой Государственной думы Сергей Андреевич Муромцев, у которого в Царицыно была роскошная трехэтажная дача в «шведском стиле».

Тем временем жители Старого Царицыно занимались садоводством, молочным животноводством и изготовлением гильз для папирос. Молоко и фрукты зимой сбывались в Москву, летом — дачникам. Отдельные жители села работали на дачах сторожами — дачники называли их царицынскими дворниками. В 1886 году село насчитывало 33 двора и более двухсот жителей, в 1910 году — 61 хозяйство и 346 жителей.

Цаицыно

После революции Старое и Новое Царицыно объединили в поселок Ленино, который стал центром одноименной волости. Число летних дачников резко сократилось, но многие дачи и «номера» (или гостиницы) стали заселяться на постоянное жительство — главным образом приезжими, жившими здесь уже круглый год. В 1930 году село Ленино насчитывало 88 дворов, которые тянулись до самого Каширского шоссе.

С началом индустриализации, вызвавшей в городах острую нехватку жилья, приезжавших в Москву рабочих стали расселять в подмосковных дачах, в том числе и в Ленино, преобразованном в 1939 году в рабочий поселок. Население его к этому времени достигло 16 тысяч человек. Были построены общежития и бараки, а на окраинах — ПЧР (поселки чернорабочих — как правило, железнодорожников).

В 1960 году поселок Ленино (к этому моменту — районный центр с 20 тысячами населения) вошел в Пролетарский район Москвы. В 1963 году на поле между поселком Ленино, деревней Котляково и платформой Чертаново появились железобетонные дома массовой застройки. Новый район получил название Ленино-Дачное. В 1967 году начался массовый снос исторических поселков: Нового Царицыно, Петровского, Воробьевки, построенных в 1930-е годы, Коллективных Дач и Октября, деревень Хохловки, Шайдрово и Котляково.

Последний снос деревянных домов по Садово-Крестьянской улице имел место весной 2006 года. После этого местность приобрела тот вид, что имеет сейчас, а Садово-Крестьянская улица перестала существовать и стала продолжением улицы Баженова.


Цаицыно

Дачи за железными заборами, парк с яблонями и фонари, сохранившиеся с 1960-х годов

Почему всю деревню снесли, а несколько домов оставили — загадка, но на холме на берегу Нижнего Царицынского пруда, там, где раньше было село Старое Царицыно, по-прежнему за высокими заборами скрываются несколько разрозненных домовладений. Самый крупный участок — №11 по улице Баженова — образован из нескольких владений, объединенных общим забором. Вход — железная калитка под прицелом мощного прожектора. За забором раскатисто лает овчарка и виднеются внушительных размеров коттедж с пристройками, баня и несколько деревянных домишек. Пустынный парк с вкраплениями яблонь тянется от деревенской околицы до самой Шипиловской улицы. На месте парка когда-то стояли дома. Под холмом, у пруда, бьет родник.

В лесопарках в районе Радиальных улиц можно обнаружить остатки поселка Ленино — фундаменты снесенных домов, следы исчезнувших проездов и несколько обитаемых дач, прячущихся среди гаражных кооперативов и загадочных учреждений за железными заборами. От автобусной остановки «Стекольный завод» на Липецкой улице к гаражам у железной дороги спускается старая дорога, на которой сохранились фонарные столбы 1960-х годов.

Женщина, гуляющая по деревне с тремя собаками:

«Я переехала в этот район в 1993 году, и деревня в то время была шикарная — много домов, всюду жили, держали коров и даже лошадей. В оврагах малинники, вокруг — яблоневые сады. Затем потихоньку все стало меняться — стариков выселяли куда-то, а дома их сносили один за другим. Малинники повывели, территория опустела. Хотели строить церковь, даже камень завезли. Но ничего не построили. Сейчас здесь осталось всего три дома. В одном живет династия юристов. В другом — муж с женой, пожилые люди. А я с собаками здесь люблю гулять. Хорошо, воздух чистый».

Царицыно

Юрий Владимирович, проживающий в районе Царицыно с рождения:

«Про дома на Садово-Крестьянской улице я много не расскажу — зато помню, как выглядела в 1960-е годы местность в районе Радиальных улиц. Эти улицы расходятся лучами от стадиона «Огонек», и в середине 1960-х годов рядом со стадионом на них стояли двухэтажные бараки, каждый со своим небольшим приусадебным участком. Вокруг — сараи, в которых население хранило картошку и все что только можно. Воду брали из колонок. Ближе к железной дороге начиналась болотистая местность, через которую мы переходили по деревянному мосту (сейчас на месте болота устроены очистные сооружения реки Городни). Рядом — луг, на котором пасли коров. Коровьи лепешки в то время ценились как превосходное удобрение, мы за ними прямо охотились.

А между болотом и железной дорогой проходила Прохладная улица, на которой стояли деревенские дома, в том числе и наш (сейчас на этом месте гаражи). Прохладная улица в то время была застроена с обеих сторон и доходила до самых Царицынских прудов. В районе современной Царицынской плотины стоял дом, во дворе которого росли тюльпаны. Мы на своем участке тоже выращивали цветы — помню, как ездили на автобусе на «Автозаводскую» (тогда она была конечной станцией Замоскворецкой ветки) торговать гладиолусами. А еще на Прохладной было много всяких магазинов — мне запомнилась вросшая в землю лавка, торговавшая керосином. Сносить все это стали в конце 1960-х годов. Нам тогда дали квартиру в пятиэтажном доме по другую сторону от железной дороги. Но в окрестностях Радиальных улиц до сих пор можно наткнуться на старые дороги, ручьи, руины дач и даже вполне целые дома с участками. Всего не снесут».

Как добраться

От метро «Царицыно» можно дойти пешком — для этого нужно идти по Новоцарицынскому шоссе, миновав пруды, свернуть налево, пройти мимо шлагбаума и подняться на холм. Можно доехать на автобусе №151 — до остановки по требованию, рядом с улицей Баженова, следующей после «Станции «Царицыно».
 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter