Атлас
Войти  

Также по теме

Место дня: Пресненский суд

Сегодня в Пресненском суде должны закончиться выступления защиты по делу бизнесмена Алексея Козлова. После этого суд удалится для вынесения приговора


  • 3375

Сегодня в рубрике «Как это устроено» владелец дизайн-завода «Флакон» Николай Матушевский и куратор арт- и культурных мероприятий Анна Нистратова рассказывают о том, как из Хрустального завода им. Калинина они сделали творческий кластер. Николай делится информацией о рождении проекта «Флакон», а Анна – об опыте проведения мероприятий на его территории, волонтерских начинаниях и успешной маркетинговой стратегии.


 


Николай Матушевский
Ревитализатор в FLACON design-zavod

На протяжении восьми лет с начала своей трудовой деятельности я занимался продажей компьютеров и программного обеспечения, после чего продал свой бизнес буквально «уходя в никуда». Понимание чем я хочу и буду заниматься дальше пришло через неделю – вместе со своим школьным товарищем Романом Троценко мы решили покупать акции промышленных предприятий для их последующего восстановления. Нашим первым проектом стал завод «Электролуч», в котором сейчас находится бар «Луч», следующим – «Манометр» (нынешний «ARTPLAY»). В какой-то момент я понял, что не мне хочется просто быть владельцем обычного предприятия – захотелось делать что-то новое, что-то, что несет в себе созидательную функцию. В 2003 году я впервые ревитализировал объект: став акционером научно-исследовательского института машиностроения «НиИхиммаш» я  оптимизировал штат ученых и сотрудников, привел в порядок 40 000 кв. метров  предприятия, а освободившиеся площади начал сдавать в аренду. Я давно присматривался к Хрустальному заводу им. Калинина (нынешний дизайн-завод «Флакон») и, в итоге, купил его.



Ревитализировать – значит давать новую жизнь чему-то.


Ревитализировать – значит давать новую жизнь чему-то. Есть development и redevelopment – это строительство, новое строительство или переделка. Ревитализация – понятие более широкое. Из зоны промышленного производства ревитализатор делает «третье место», где можно комфортно проводить время: и посмотреть выставку, и купить одежду, и встретиться с друзьями, и поработать над проектом.Вдохнуть жизнь во «Флакон» было довольно сложно: кризис, рухнувший рынок недвижимости, инфляция. Из-за этого заводские помещения мы были вынуждены сдавать всем, хотя планировали привлекать только людей творческих профессий. Совсем недавно с нашей территории съехал автосервис – последний непрофильный арендатор. На его месте мы уже создаем мастерские, где люди смогут работать с различными материалами и обучать этому других.

Во время кризиса оптимизируются большие затраты на рекламу и маркетинг, поэтому за принципиально небольшие деньги мы стали сдавать в аренду помещения без ремонта внутри – так как их снимали в основном молодые и креативные, то и пространства становились соответствующими – сами мы такого бы не сделали. Арендаторам мы позволяем делать с помещениями что угодно, но, конечно, в порядке пожарной и технической безопасности. Наш лозунг «творите, что хотите», позволяет творческим людям воплотить здесь любую свою идею. В этом смысле и сам «Флакон» живет, обживается и видоизменяется.



Наш лозунг «творите, что хотите», позволяет творческим людям воплотить здесь любую свою идею.


У «Флакона» есть своя энергетика, и сделать из него обычный офисный центр у меня просто не поднялись бы руки. Кроме того, во время его появления уже строился «Москва-Сити», и мне совсем не хотелось конкурировать на этом поле. Идея в том, что из дизайн-завода мы планируем cделать завод дизайна.

Раньше девяти часов я отсюда не уезжаю: после работы меня можно увидеть на катке или в шоу румах. Моя работа здесь – нечто среднее между домом и режимом «от звонка до звонка». Не могу назвать себя идеальной целевой аудиторией «Флакона», но и мне, как потребителю, многое здесь интересно. С одной стороны «Флакон» для меня это бизнес, а с другой – интересное дело.

«Флакон» – это коммерческий проект. Сюда были вложены достаточные инвестиции и силы большого количества людей. Мы не альтруисты и хотим зарабатывать деньги. Прибыль я и моя команда получаем тремя способами: от сдачи помещений в долгосрочную аренду, от проведения мероприятий и от сдачи в аренду рабочих мест в пространстве co-working.  Мы хотим помогать людям в реализации своих идей любого рода, но нам важен конечный продукт. Идеи могут прийти кому угодно, но мало кто может их правильно воплотить в жизнь.



Мы не альтруисты и хотим зарабатывать деньги. 


К сожалению, в России не очень часто можно встретить площадки подобного рода, поэтому у нас родилась идея делать проекты, похожие по духу на «Флакон» в городах-миллионниках. Сейчас у нас идут переговоры с Челябинском.

Мне очень хочется применять западный опыт на «Флаконе». Именно поэтому на нашу территорию можно пройти без пропуска, а сам он не огорожен никакими заборами – мы стараемся дать творческим людям максимальную свободу. Такие проекты как «Флакон» будут жить вечно, ведь это не ресторан, жизнь которого длится от трех до пяти лет и посетители быстро привыкают к заведению. Я уверен что наша «площадка для реализации идей» будет всегда востребована.


 


Анна Нистратова
куратор арт- и культурных мероприятий в FLACON design-zavod

Мое знакомство с «Флаконом» произошло после того, как я окончательно решила сменить свою деятельность – после нескольких лет работы в глянце мы с товарищами решили организовать свое маленькое бюро. Нашим первым заказом стала организация выставки слепых фотографов и мы начали искать площадку, которая могла бы принять инвалидов.

Придя на «Флакон» мы поняли что можем сделать здесь небольшой апгрейд зала и сделать нашу выставку. Мероприятие получилось довольно успешным, после чего администрация «Флакона» предложила нам работу, и все наше бюро в полном составе переехало на дизайн-завод.



Здесь сидит больше 180 арендаторов и работает больше тысячи человек.


Нашей задачей было создать инфраструктуру, которая могла бы использовать гораздо больше возможностей и публичных пространств для мероприятий. Наш формат – это краткосрочные события от одного до трех дней, очень редко это больше недели.

Сейчас бренду Флакон два с половиной года. Здесь сидит больше 180 арендаторов и работает больше тысячи человек. К нам приходит не меньше ста заявок на проведение мероприятий в месяц. Все они очень разносторонние, и каждый раз мы пытаемся понять, как мы можем использовать это для себя.

Очень часто людям, которые к нам обращаются, не хватает некоторых составляющих для цельности проекта. Кому-то не хватает спонсоров, кому-то пиара, кому-то не хватает контента, а кому-то просто не хватает людей. Наша задача - сделать их более цельными и помочь «выйти в свет» в достойном виде.



Здесь можно увидеть все: от встречи с тибетским ламой и балов, до бизнес-конференций и презентаций Microsoft.


К нам поступают предложения некоммерческого характера, которые мы тоже рассматриваем: волонтерские, сборы вожатых или тренинги. К сожалению большинству из них мы вынуждены отказывать, если понимаем, что за арендную плату не сможем все продать.

Можно делать по три вечеринки в месяц, отбивать без проблем свои бабки, но мы не хотим этим заниматься. Мы хотим развиваться как площадка для семьи, для молодежи и для обычных людей. Для тех людей, которые хотят провести время в какой-то необычной обстановке. Здесь можно увидеть все: от встречи с тибетским ламой и балов, до бизнес-конференций и презентаций Microsoft. Нашими ближайшими конкурентами являются площадки «ARTPLAY» и Парк Горького, как это ни странно. «ARTPLAY» очень сож с нами по структуре и сферам интересов, а с Парком Горького, несмотря на то что мы совершенно радикально отличаемся друг от друга, у нас схожие цели – мы хотим публично развлекать людей в городском пространстве.

Весь прошлый год мы экспериментировали с разного рода мероприятиями. Помню, какое впечатление произвел на меня уличный фестиваль граффити – я была на подобном мероприятии впервые, и это было очень увлекательно. Туда приходили целыми семьями, с собачками и даже была бабушка, которая выиграла конкурс скетчей. На мой взгляд, сюда ходит самая здоровая публика, которую я когда-либо видела. Это очень активные и самостоятельные люди, зачастую энтузиасты, которые занимаются некоммерческими проектами, направленными на прямую помощь людям. Меня это вдохновляет, потому что я такого нигде не встречала. Это новое осознанное поколение, которое не просто учится, не просто ходит на работу, а что-то реально делает.

Частью нашей маркетинговой стратегииявляется social enterprise или творческое предпринимательство, которое в России только начинает зарождаться. Суть его заключается в том, что коммерческие организации, нацеленные на извлечение прибыли, реинвестируют значительную часть своих средств в развитие территории и различных социальных институтов. Наглядный пример – стена, на которой мы сделали коммерческое граффити «Мегафона», все деньги от которого пошли на разрисовку фасада художником Алексеем Кио. Получили деньги от одного – потратили их на другого.



Получили деньги от одного – потратили их на другого.


Мы хотим, чтобы «Флакон» действовал как один большой плавильный котел, который будет выдавать совершенно неожиданные результаты разных взаимодействий и разных людей. Допустим, подружит русских дизайнеров с отечественными производителями. Мы вполне можем выступить как площадка для дискуссий и повлиять на этот процесс.«Флакон» сам по себе не сделался таким просто потому, что этим занимался собственник или мы – все люди, которые были здесь, сделали это: и те, кто арендуют здесь офисы, и те, кто приходит сюда со своими проектами или просто в гости.Я здесь помолодела лет на двадцать и, к тому же, у меня началась музыкальная карьера. Здешняя энергетика совсем не дает спокойно сидеть на месте.

Конечно, рабочий день не начинается в девять утра, но он и не заканчивается в семь вечера. На самом деле, я всегда мечтала о такой подвижной работе. Пять - шесть дней в неделю я провожу здесь часов по десять. На выходных я лежу пластом, и ходить куда-то совсем не хочется. Дико обламываюсь, когда попадаю на Красный Октябрь, потому что там совсем другая атмосфера, и, конечно же, мне милее наша, местная.Чего тут не хватает, так это продуктовой палатки. И еще все просят открыть хостел, что было бы действительно полезно.Многие говорят «вот до вас не доедешь» и тому подобное. На машине может быть и тяжело, но мы сейчас работаем с префектурой, чтобы улучшить ситуацию с движением на нашем направлении. Также мы серьезно взялись за проблему с парковочными местами и надеемся ее решить хотя бы на территории «Флакона».

Наша задача состоит в том, чтобы с максимальной пользой переработать все возможности, которые попадают к нам в руки. Это касается и внутренних преображений территорий: когда нам делает субботники журнал «Seasons», они засаживают нам все клумбами, и в течение лета и осени все это растет, цветет и очень всех радует.«Флакон» очень быстро развивается. Сейчас сложно поверить, что прошлым летом на заднем дворе была свалка, а два года назад в одном из корпусов мыли био-туалеты. Меня часто спрашивают, когда «Флакон» будет знаменит больше, чем «Винзавод». Мне кажется, в этом году.

http://www.flacon.ru/
 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter