Потребительский бум в развитых странах сходит на нет и торговые центры там сегодня переживают кризис. Феномен "мертвых моллов Америки", о котором пишут зарубежные СМИ, показывает неэффективность некогда успешной модели торговли.
Что происходит с опустевшими пространствами торговых центров? Кто и как с ними работает? В каких форматах они возрождаются и могут быть встроены в городскую среду и жизнь местного сообщества? Каковы перспективы российского рынка торговых центров? На эти вопросы в пятницу отвечал архитектор и урбанист из США Дэвид Магнум в Институте Strelka. БГ публикует выдержки из его лекции.
Дэвид Магнум Архитектор, урбанист, ведущий консультант Института городского планирования и компании Gibbs Planning Group (США) |
"Впервые термин "молл" появился в США в 20-е годы XX века. В середине XX века, моллы посещали домохозяйки, шоппинг стал их хобби, они проводили в торговом центре по пять часов в день.
Сегодня посетители моллов – это женщины среднего возраста, обремененные работой и имеющие семью. У них просто нет времени долго ходить по магазинам. Они приходят в торговый центр вечером после работы, покупают что-то конкретное, проводят там примерно 40 минут и идут домой. Правда, сегодня они тратят гораздо больше денег, чем домохозяйки 60-х.
Молл как часть города
В постиндустриальном обществе интерес к торговым центрам стал падать. Предпринимателям и арендаторам в какой-то момент пришлось вживлять моллы в общественное пространство, превращать их в досуговые центры, что сделать центром притяжения для всей семьи.
Открытый молл стал отличным решением, и хорошо вписался в город. Такой торговый центр подходит даже для холодного климата. Магазины располагаются по кругу, а посередине находится большое пространство, где можно гулять, заниматься йогой в теплое время года, кататься на коньках зимой, купаться в фонтанах, сидеть на лавочках или пить кофе в кафе на улицах.
"Прежде чем власти вычистят всю коммерцию из города, они должны подумать, не придется ли её возвращать обратно"
Даже если посетитель ничего не купит в ТЦ, он проведет там время, пообедает в ресторане. Торговому центру неважно, купите вы что-нибудь или нет: главное, чтобы вы провели там много времени.
Московский путь
В России торговые центры начали появляться после 2000 года. До этого времени, как и в США в начале XX века, рынок принадлежал универмагам в центре, куда стекалось всё население города.
Сегодня в Москве крупные ТЦ находятся за МКАД, до них трудно добраться, нужно стоять в пробках, если у вас нет личного автомобиля, добраться до них практически невозможно.
Москва пытается вывести крупные моллы из центра, и разместить их за городом, потому что в центре нет места для больших парковок. По правилам, на каждые 100 кв. метров торгового центра должно приходиться 10 парковочных мест.
Но в реальности, жителям Москвы не хватает доступных, качественных торговых центров. Прежде чем власти вычистят всю коммерцию из города, они должны подумать, не придется ли возвращать её обратно. Необходимо строить ТЦ рядом со станциями метро, где живёт большое количество людей, а не увозить их за МКАД.
В городе есть пример идеального торгового центра с отличной архитектурой – это ГУМ. Но он дорогой и предназначен для туристов, таким образом, не является общедоступным. Получается, что ГУМом и инфраструктурой вокруг него сами москвичи не пользуются.
Не только шоппинг
Многие торговые центры в Москве сделаны недостаточно качественно: плохой дизайн, плохая инфраструктура, неудобный подъезд, отсутствие парковочных мест и некачественный дизайн, удаленность от дорог и станций метро.
"Мега" в Москве стала первым торговым центром, который помимо шопинга, предложил своим посетителям значительную досуговую составляющую. На территории комплекса расположено несколько кинотеатров, кафе, каток и рестораны. "Мега" позиционирует себя как место для проведения досуга.
Когда в Москве летом 2010 было нечем дышать, целые семьи приезжали в "Мегу", где есть кондиционеры, и проводили там много времени. Успешный молл предлагает посетителям не только шопинг, но и решает проблему организации общественного пространства.