«Зачем мэрия решила это сделать — не знаю, может быть, потому что пока нет ни одной подобной карты, выполненной очень хорошо. Другой вопрос — смогут ли они на бюджетные деньги сделать лучше, чем то, что сейчас есть. А вообще, все зависит от того, что будет на этом портале. Было бы здорово, например, видеть все инициативы правительства в области развития велоинфраструктуры, так как пока такую информацию искать сложно. Еще можно было бы последовать примеру Сан-Франциско, где существует специальное приложение для телефона: выходишь из дома, включаешь приложение, оно отмечает твой маршрут до работы/учебы на общей карте. Наибольшие сгустки линий служат подсказкой чиновникам — где строить велодорожки.
Что касается нас, то наша велосипедная карта — это одно из направлений проекта, не самое важное. Просто когда мы создавали его, то сразу решили с этого начать: собрать на одной карте то, что есть, — парковки, магазины, прокаты — чтобы дальше планировать действия. По данному проекту мы пока не получали конкретных предложений, поэтому говорить о сотрудничестве не приходится. По остальным моментам мы продолжаем в том же режиме.
Пока что в России удачных и важных велосипедных проектов, к сожалению, почти нет. Есть интересные проекты информационные вроде i-bike-spb.ru и ironponyfirst.ru. Но оба сайта пишут про велокультуру в Санкт-Петербурге. Вообще про то, как должен выглядеть идеальный интернет-портал для московского велосипедиста, можно много всего рассказывать, но это долго. Достаточно посмотреть на целый ряд зарубежных примеров. Мы сейчас планируем перезапуск своего сайта и прорабатываем его новый проект, там будет реализована часть идей идеального портала. Не думаю, что после создания одного официального сайта мэрии деятельность существующих сейчас велопорталов сойдет на нет. Разнообразие и конкуренция только помогают развитию общей темы. К тому же мы все знаем, что далеко не всегда решения чиновников полностью могут удовлетворить имеющийся запрос».
Но самая идея, безусловно, важная — будет понимание, куда надо кликнуть в первую очередь, чтобы понять что-то про официальную информацию о велосипедах в Москве. Будем знать, куда направлять предложения. С одной стороны, хорошо, что велосипедных сайтов расплодилось за последние годы, с другой стороны — люди, порой, просто не знают, где именно узнать последнюю и полную информацию. Насколько это удастся сделать velo.mos.ru — зависит от организаторов. Вполне возможно, что в итоге более популярным станет частный велосипедный сайт. В Голландии, например, сайтов с велосипедными картами несколько. Знаете, это как с обычными онлайн-картами. Сервис делают многие, но лидирует «Яндекс», потому что он в это стабильно вкладывается и постоянно развивается. Кстати, возможно, функция прокладывания веломаршрута будет сделана скорее ими, чем властной структурой».
Наш Велотранспортный союз больше всего сфокусировался на сборе технической документации. Собрать же полную информацию, которой могут пользоваться не только горожане, но и специалисты — это действительно задача на уровне департамента. Андрей Ермолаев, глава Департамента информационных технологий, который инициировал весь этот проект с единым велопорталом, проявил себя тут как перспективный молодой начальник; этого решения, по моему мнению, ждало от власти все велосообщество. Что касается нас, то мы всячески готовы к сотрудничеству с порталом, все наши материалы и разработки открыты. Оcобенно мне нравится, что в проекте планируется отобразить на карте не только велодорожки, парковки и велопрокаты, но и велосипедные мастерские, это очень важно. Вот живу я в районе Печатники, и это целая история — найти место, где можно отремонтировать велосипед. Единственный недостаток этого проекта я вижу в том, что он как бы смотрит назад, фиксирует то, что есть, но не ориентируется на долгосрочное развитие и планирование городской велоинфраструктуры. Многие города с хорошей велоинфраструктурой ориентируются на Pan-European Program (РЕР) — Общеевропейскую программу по транспорту, окружающей среде и охране здоровья Европейской экономической комиссии ООН. В русском переводе длинное название программы сокращено до неуклюжего акронима ОПТОСОЗ. Главным принципом городского планирования XXI века программа установила создание условий для sustainable urban mobility, устойчивой городской мобильности — то есть передвижения пешком, на велосипеде и на общественном транспорте. Причем особенный акцент делается на приоритет развития пешеходного и велосипедного движения перед всеми другими видами передвижения. Но понятно, что не все сразу и что это дело будущего.
Виктория Абасова
_____
руководитель отдела специальных проектов телеканала «Дождь»
продюсер проекта «Москва велосипедная»
«Конечно, я только за внимание властей к велосипедной культуре и инфраструктуре, тем более если они готовы выступить в роли организатора. За те три года, что я занимаюсь велопарковками и всем с этим связанным, я поняла, что без поддержки государства реально изменить что-то очень сложно. И тем не менее мне не близка позиция, что все сайты и велосообщества, которые существовали до этого, плохие и надо сейчас сделать все заново. Наоборот, мне кажется очень важным оценить и подчеркнуть, как много было сделано просто велоклубами, энтузиастами, медиа. Я помню, как все начиналось просто с каких-то форумов, где искали себе попутчиков для покатушек, потом придумывались велозаезды, устраивались городские акции. Это я к тому, что проект мэрии будет хорош в том случае, если это не попытка все сделать с нуля и самим, а именно желание объединить и интегрировать уже существующее, ведь сделано немало».