О районном самоуправлении
Очень большой город — такой, как Рим, и тем более такой большой, как Москва, — не может управляться из одного места. Проблемы и болевые точки расположены локально, их слишком много и они слишком разные, чтобы их можно было устранять из одного кабинета. Огромному городу нужна децентрализация и перераспределение полномочий в пользу локальных образований. Но с децентрализацией возникают две важные проблемы. Если мэр снижает уровень контроля над руководителями отдельных районов, давая им больше самостоятельности в принятии решений, то связь между этими локальными чиновниками и жителями должна возрастать, потому что если чиновники будут независимы и от вышестоящих властей, и от жителей, то никто не знает, что придет им в голову. Вторая проблема — это проблема административного деления: то, как вы делите город на районы.
О том, как делить город на районы
Принципов административного деления города много. Если ваша цель — повысить транспортную связность и эффективность, это одно дело; если повысить эффективность распределения учеников по школам — это совсем другая история. Если цель — построить локальные сообщества, создать ощущение комьюнити, а для Москвы, как я понимаю, это наиболее актуально, — это гораздо более сложная задача. Многие города сталкиваются с тем, что если в историческом центре деление на районные сообщества четкое и ясное, то недавно построенные районы не имеют своего лица. Бывает и наоборот, что новый район сразу строится своеобразным и узнаваемым, так что у него с самого начала есть все, чтобы вырастить это локальное сообщество, как, например, квартал Hafen City в Гамбурге. В Москве ничего подобного нет, наоборот: все новые районы застроены типовыми домами, лишенными всякой индивидуальности. Люди, их проектировавшие, не собирались основывать районы, они просто строили одинаковые дома.
О локальных комьюнити
Чтобы создать чувство соседства, нужна продуманная социальная политика — добиться этого чисто урбанистическими методами не получится. Способов множество — например, футбольная команда или ежегодный гастрономический фестиваль. Что-то, что заставляет жителей района физически собраться в одном месте. Кто-то должен выступить с идеей уборки в общем парке и донести ее до всех жителей. Кстати, сделать это гораздо сложнее, чем может показаться. Добиться появления районной идентичности, если нет соответствующей инфраструктуры, очень сложно. Чтобы основать районную футбольную команду, устраивать районные вечеринки или вместе чистить парк, нужны, собственно, хорошие футбольные поля, помещения для вечеринок и парки. На московских окраинах, насколько я понимаю, со всем этим проблемы.
О важности деления города на улицы
Окраины Москвы застроены по принципам Ле Корбюзье, которого районная идентичность совершенно не заботила: огромные жилые башни и зеленые пространства между ними. В таких районах нет ни улиц, ни площадей, ни классической полисной жизни. В Нью-Йорке тоже много высотных зданий, но там — и это очень важно — они объединены в улицы. Улица как концепт городского пространства играет очень важную роль, поэтому в Нью-Йорке есть районная идентичность, а в Москве нет. Восстановление улиц — важнейший этап в оживлении московских окраин. Постройка невысоких зданий между многоэтажками позволила бы создать улицы. А со временем высотные здания можно понемногу сносить, как поступают в Париже. Второй важный момент — разнообразие. Если вы застроите пространства между двадцатиэтажками одинаковыми трехэтажными домами, уютнее не станет. Я вообще не представляю, как вы ориентируетесь среди этих одинаковых высоток.
О туристическом потенциале
В Италии есть небольшой городок Сиена. Население там — меньше ста тысяч, как в обычном московском районе. Но город известен далеко за пределами Италии благодаря палио — знаменитым сиенским скачкам, которые проходят дважды в году. Весь город участвует в подготовке: они снимают ипподром, нанимают жокеев, устраивают благотворительный ужин, чтобы собрать денег на палио. И это то, что выделяет Сиену среди десятков таких же итальянских городков и привлекает туда десятки тысяч туристов. Почему чего-то такого не может быть в одном из московских районов?
О брендинге Москвы и московских районах
Сейчас многие увлекаются придумыванием своему городу фирменного стиля, как будто речь идет о коммерческой компании. Но здесь не работает такой подход: красивого логотипа и рекламы на BBC недостаточно. Берлин приобрел свой нынешний имидж молодого и интеллектуального города буквально за 20 лет, и здесь дело не в усилиях рекламщиков, а в целенаправленной политике властей при активном участии жителей. Допустим, вы открываете в районе три кафе, где готовят очень вкусное и особенное… неважно что. В Италии локальная идентичность, как правило, основана именно на еде. Городок или район могут славиться своим вином, хлебом или оливковым маслом. Или, например, каждый год жители района участвуют в крестном ходе к какой-нибудь почитаемой иконе — в Италии такое тоже очень часто встречается. И это помогает выстроить бренд города гораздо лучше, чем миллионы, потраченные на туристическую рекламу.