Какие бывают реагенты
Противогололедные реагенты можно условно разделить на три типа: те, которые делают поверхность шероховатой и потому менее скользкой, те, которые заставляют лед таять, и реагенты, которые делают и то и другое.
Говоря менее популярным языком, антигололедные реагенты бывают трех видов: фрикционные, химические и комбинированные.
Фрикционные, то есть работающие за счет силы трения, — это песок, гравий с песком, шлак и щебень.
Химические — это хлориды (хлористый магний, кальций, натрий), нитраты (нитрат магния, кальция), ацетаты (то есть соли и эфиры уксусной кислоты) и карбамиды (производные угольной кислоты).
Наконец, комбинированные реагенты — это смеси химических и фрикционных составляющих.
Также принято различать естественные (песок, гранитная крошка) и искусственные (химические) реагенты.
Как они работают
Само название «антигололедный реагент» подсказывает, что эти вещества вступают в химическую реакцию с ледяным покровом. Принцип работы химических и комбинированных реагентов основан на том, что они понижают точку плавления снега: вода с разведенными в ней реагентами замерзает при более низкой температуре.
Кроме того, перемешиваясь со снегом, реагенты не дают ему смерзнуться и образовать неровную скользкую поверхность.
Абсолютно безопасных реагентов не существует. Даже самые безобидные, на первый взгляд, средства — песок или гранитная крошка — имеют побочные эффекты. Кроме того, коммунальщики почти всегда используют больше реагента, чем это разрешено нормативами.
Горячий песок (Швеция)
В 2004 году в Швеции стали использовать уникальный метод борьбы с гололедом. Его суть заключается в том, что мелкий песок смешивают с горячей водой и разбрызгивают на улицах. Горячий песок вплавляется в снег и делает поверхность шероховатой на несколько дней.
Многоразовая гранитная крошка (Финляндия)
Предпочтение такому способу борьбы с обледенением отдают во многих городах Северной Европы. При этом в Хельсинки гранитные камни не только разбрасывают, но и собирают специальной техникой, похожей на пылесосы, моют и вновь используют следующей зимой.
Дороги с подогревом (Норвегия)
В Норвегии теплокоммуникации прокладывают прямо под тротуарами и автомагистралями, из-за чего и снег, и лед на них мгновенно тают.
Можно ли в Москве обойтись без реагентов?
Никита Борисюк профессор кафедры строительства и эксплуатации дорог МАДИ |
«На сегодняшний день отказаться от использования реагентов в Москве нельзя. В первую очередь из-за очень интенсивного движения: выпавший снег за час становится настолько плотным, что сам превращается в несущую поверхность. Она неровная, поэтому, даже посыпая ее песком или мелким щебнем, не удастся уменьшить количество аварий. А расчищать дороги механически пришлось бы по несколько раз в час.
Есть технология так называемого УПС (уплотненного снежного покрова): снег не счищают, а наоборот, разравнивают и посыпают песком или мраморной крошкой. Такой метод, например, используют на севере России. Но в условиях московского интенсивного движения это работать не будет».