НА ПРАВАХ РЕКЛАМЫ
Фестиваль Lay's Max Fest про две вещи — про умение и про красоту. Увидеть в Москве толпу красиво наряженной молодежи — дело не хитрое, достаточно заглянуть в Парк Горького в любой субботний вечер. Но атмосфера на Max Fest совсем другая, она почти лишена праздности, здесь столько же колес и колесиков, сколько людей, здесь почти каждый — от про-райдеров до пятилетних карапузов на маленьких самокатах — излучает спокойную уверенность человека со скиллами. Max Fest про скиллы и красоту людей, ими обладающих.
Уже в метро на пересадке с кольцевой линии на красную процент пассажиров со скейтами и самокатами заметно возрастает. На Сокольниках на поверхность поднимается семья – папа с мамой, сын и дочь, у каждого — свой персональный лонгборд. Вообще количество совсем маленьких детей обоих полов, вполне уверенно держащихся на роликах, досках, BMX и самокатах, приятно удивляет — некоторые из них еще не достигнув того возраста, чтобы считаться подростками, смело выкатываются на рампу и даже демонстрируют трюки — пусть пока самые базовые, типа олли.
Спортивная площадка фестиваля в скейт-парке «Сокольники» — точка, в которой Москву невозможно отличить от Лос-Анджелеса, Мельбурна или Барселоны. Поразительно, насколько стремительно Россия, в которой экстремальные виды спорта приобрели популярность относительно недавно, догоняет мировые столицы экстрима. Об этом, конечно, свидетельствует широкое представительство российских райдеров в крупных командах и их призовые места на больших международных контестах. Но важно, что это не единичные случаи, а следствие существования среды: экстрим в России больше не экзотика, а любимое дело миллионов. Так что неудивительно, что фестивальные контесты по BMX и S8 проходили на Lay's Max Fest с жаром, реальных претендентов на призовые места было достаточно. Судьями выступали про-райдеры Гоша Конышев (SK8) и Костя Андреев (BMX), которые своим катанием показали, что остальным собравшимся явно еще есть к чему стремиться. Но и разницу в уровне не назовешь космической, все достижимо. Не было скучно и зрителям: когда видишь застывшего в мертвой петле над рампой BMX-ера или взлетевшего над киккером скейтера своими глазами, а не в ролике в ютьюбе, невольно начинаешь задумываться, почему бы не попробовать и самому. Тем более, что на первый взгляд все у парней получается легко и безболезненно: после нередких падений они, как ни в чем не бывало, поднимаются, и отряхнувшись, тут же снова взлетают на рампу.
Попробовать встать на доску даже совсем новичку можно было на основной «городской» площадке фестиваля. Вся ее центральная часть была отведена для «досочных» мастер-классов — надо сказать, что в плане технической реализации тут не было ничего такого, что нельзя было бы, воспользовавшись опытом фестиваля, устроить прямо у себя во дворе. Для тренировки важнейшего для SK8 скилла, хорошей балансировки, можно было попробовать как можно дольше удержаться на доске, стоящей на одной цилиндрической болванке, причем одним это удавалось с первого раза без особого труда, а другие теряли равновесие буквально через секунду: очевидно, у некоторых к скейтборду есть врожденный талант. Для того, чтобы научиться элементарным трюкам, предлагалось воспользоваться скейтом, под которым была протянута эластичная лента с ручками с обеих сторон. Простое, но изобретательное средство, с помощью которого можно заставить доску «прилипнуть» к ногам и не потерять ее во время прыжка. Те, кто с олли уже справляется, приглашались поучаствовать в контесте “jump the rope” — перепрыгнуть через планку, которую все время поднимали повыше. Тут тоже можно было наблюдать совершенно разный уровень умений, кто-то все время просил поднять препятствие, а кто-то, даже не доехав до планки, спрыгивал с доски, впрочем, тут же отправляясь на новую попытку.
Тут же рядом находились две зоны Lay's Max Fest, пожалуй, разделившие пальму первенства по популярности на городской площадке фестиваля. Первая — то, что организаторы назвали «чипсомашиной», а в действительности — огромная ванна, до краев заполненная пачками чипсов. Max Fest — не про халяву, а про скиллы, так что даже спонсорские чипсы приходилось добывать вполне экстремальным способом: тебя подвешивают на лебедке за пояс превращая в живые клещи — сколько пачек сумел схватить руками и ногами, столько и унес с собой. Рекорд, кажется, что-то около пары десятков.
По соседству была расположена брейкерская сцена, которая не пустела даже между перерывами в мастер-классах команды Far For, к которой иногда присоединялся чемпион мира по брейк-дансу Артем BeatMaster T. В танцевальном джеме мог принять участие каждый, и опытных бибоев на сцене теснили обычные посетители фестиваля. Одному танцору в салатовых штанишках едва исполнилось лет пять, что не мешало ему раз за разом рваться в центр круга и демонстрировать свайпы, которым позавидовали бы и многие взрослые.
За визуальные артефакты на Max Fest отвечали граффити-художник Костя Zmogk и экстрим-фотограф Кирилл Умрихин. Ближе к 6 вечера городскую площадку фестиваля украсили две свежие граффити-стены, одну из которых несколько часов расписывал сам Zmogk, а вторую, по заранее подготовленному шаблону — обычные гости феста, тяготеющие к данной дисциплине. Тут же работала выставка лучших работ Кирилла Умрихина, причем автор с удовольствием делился с окружающими секретами мастерства — от выбора ракурсов до правильной настройки фототехники. Впрочем, непрерывным фотографированием занимались не только те, кто претендует на художественный уровень, а решительно все: на Lay's Max Fest проходил открытый конкурс на лучшее селфи, а к фотобудке, оригинально устроенной в красном ретро-фургоне, выстроилась огромная очередь.
Выступления музыкантов стартовали с самого начала фестиваля, и живой звук, хорошо слышный от самого входа в парк, магнитом притягивал на городскую площадку новых и новых гостей. Заняться граффити можно было под группу «Пицца», побалансировать на доске — под звуковое сопровождение On-The-Go, а на нырок в бассейн с чипсами прекрасно настраивал голос Даниила Брода из группы Pompeya. Зона у главной сцены фестиваля регулярно собирала небольшую толпу аудиофилов, но главным на Max Fest были все же экстремальные и уличные активности. Но под занавес фестиваля, после того, как были награждены победители контестов по BMX (первое место занял Денис Павлов) и S8 (здесь чемпионом стал Костя Кабанов), все собрались именно здесь, перед главной сценой в ожидании хэдлайнера – Noize MC. Иван Алексеев вышел на сцену уже в сумерках, и его голос — «Моя музыка всегда со мной» — окончательно заглушил звук, сопровождавший фестиваль с самого начала — легкий, но отчетливый хруст чипсов.