Фотографии: Михаил Елизаров
Риелторша Надежда застала меня врасплох.
— Есть весьма интересный вариант. Двухуровневые апартаменты. Место историческое, в двух шагах от церкви, где венчался Пушкин. Мерзляковский переулок, дом 16.
Венчался, а потом плелся на службу в здание ТАСС. Я промямлил:
— Да, конечно, давайте посмотрим.
На фасаде красовалась надпись: «Дом образцового содержания. 1-е место в районном конкурсе «Улучшаем свое жилище». Надежда нажала кнопки домофона, но обычный «сим-сим» не сработал. Нас впустили только после телефонного звонка.
На входе за столом сидел… нет! — восседал охранник, как в каком-нибудь военном учреждении. Стены были облицованы мрамором, ступени — гранитом — таким, что если поскользнешься, то сразу насмерть. Лифт красного дерева даже не поднимал, а возносил на пятый этаж. Двойную железную дверь открыл… нет — отворил приветливый юноша Евгений — представитель хозяина. Там же нас встречала уютная женщина лет пятидесяти — из той редкой породы идеальных экономок, что водятся только в старинных английских домах.
Экономка протянула мне синие больничные бахилы… нет! Они были лазоревые, эти бахилы, самого небесного цвета! И все вокруг было лазоревым, алым и золоченым. У колонн на страже стоял манекен солдата петровских времен: в треуголке, красном камзоле и при алебарде. Словом, меня окружал типичный ампир — осмысленный и потому еще более беспощадный.
— В квартире никто никогда не жил,— юноша Евгений подхватил меня и повел по «ампирам», как экскурсовод по музею. — Она создавалась для представительских целей. Хозяину есть где жить. Здесь он принимал своих клиентов, проводил переговоры. Изначально это была коммуналка на пять или шесть семей. Расселение случилось в 1996 году. Впрочем, многие жильцы не хотели уезжать в свои отдельные квартиры.
У меня защемило сердце. И что же стало с ними, с теми, которые не хотели? О, недаром этот петровский манекен на входе выглядел подозрительно натурально, почти как чучело.
— Квартиру условно можно поделить на три части, — просвещал Евгений. — Первая часть — представительская, вторая — хозяйская, и третья — зона отдыха. Артерией (он так и сказал), соединяющей эти три части, служит коридор, который тоже довольно интересный. Здесь представлена небольшая картинная галерея Глазунова и Штейна — портреты наших великих полководцев. А мы с вами проследуем непосредственно в Красную Комнату. Это помещение может быть гостевой или детской. Мебель итальянская. Высота потолков — 3,63 метра. На всем уровне сделана система кондиционирования и очистки воздуха. А вот и Синий Зал…
— Вас должны киношники одолевать, — восторженно перебил я, — здесь бы кино снимать…
— Нас не одолевают, — ласково усмехнулся Евгений, и я ему сразу поверил. — В Синем Зале удобно проводить встречи и переговоры. Прошу обратить внимание на шкаф наполеоновских времен, вывезенный одним предприимчивым генералом из Франции. Все детали оригинальные, наверху лики Наполеона и Жозефины. А это — копия картины Мурильо «Вознесение Марии», сделана в 1856-м с оригинала. Перейдем в каминную. Камин мраморный, действующий, все узаконено… Пройдемте далее.
Далее нас ждала спальня.
— Здесь все оформлено в пастельных тонах. Антикварные карнизы идеально вписались в наши окна, окна выходят во двор, а двор закрыт на шлагбаум, — рассказывал Евгений в сказочной манере «игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце». — Посторонним сюда не попасть. А вот хозяйский санузел. На 1999 год это лучшая сантехника, которую можно было купить. Пройдемте дальше — в кабинет. Вообще, хотелось бы отметить, что в создании интерьера квартиры принимал непосредственное участие Илья Сергеевич Глазунов, наш заслуженный художник. В период 1997—98-х годов он, к слову, вел ремонтные работы в Кремле. Люстры, которые представлены в Кремлевском дворце, имеются и у нас в квартире. Ткани, материалы, интерьеры — все как в Кремле.
— А кто хозяин-то? — спросил я скорее для проформы: в связи с ремонтом Кремля прославилось не так много людей.
Евгений в ответ расцвел лучезарной улыбкой:
— Когда дело дойдет до покупки, вы познакомитесь с самим хозяином… Хотелось бы напоследок сказать, — голос Евгения звенел лукавыми нотками, — в кабинете нашего нынешнего президента стоят точно такие же шкафы, только белого цвета. Обратите внимание, когда в новостях показывают Его кабинет, там такие же стрелки в дверцах шкафа — одна и та же фирма делала… Пройдемте дальше. Тут у нас кладовка для инвентаря. Там стоит еще один манекен — солдат екатерининских времен…
Быть может, еще один из бывших жильцов, который не хотел уезжать. Или фальшивый покупатель.
— А мы следуем непосредственно в мансарду, — продолжал экскурсию Евгений. — Дубовая лестница, проверенная, на ней 4 человека поднимало вот эту скульптуру. Зимний сад. Домашний кинотеатр с опускающимся экраном. Аквариум на 500 литров, рыбки, как известно, успокаивают. На каждом окне установлены шторки на солнечных батареях — никаких проводов не надо, заряжаются от солнца.
Затем речь зашла о ковре:
— Он ручной работы, персидский, ткали семь лет. А здесь — сауна из кедра. Один раз включили и больше не пользовались — все новое. Есть и небольшое помещение, техническое, тут хранятся дрова для камина, можно переделать в комнату для прислуги или для охраны, если возникнет необходимость. Это дверь к черному входу. Она стальная, но сделана под деревянную… — Евгений выразительно хлопнул дверью, и она издала железный лязг гильотины. — Вот, собственно, и все. В квартире никто не прописан, один собственник, свободная продажа, все документы готовы к сделке…
Опечаленный, я вернулся… нет! — воротился в серо-заунывное Владыкино, в съемную комнатку на пятом этаже. На душе было неспокойно. И все мне казалось, что вот-вот отворится дверь — и ампирным купидоном влетит, как бы сказал юноша Евгений, непосредственно Илья Сергеевич Глазунов и примется набивать из меня петровского солдата за осквернение чужого очага, или явится сам околокремлевский Хозяин и замогильным голосом попросит поднять ему веки.
3 800 000 долларов
Мерзляковский пер., 16, м. «Арбатская».
Двухуровневая квартира, второй этаж —
под крышей. 6 комнат, 3 санузла.
Общая площадь 276 м2. Жилая площадь 181 м2.
Toros Group, 101 3844