Атлас
Войти  

Также по теме

Курсы: оформление витрин

По ходу курсов выясняется, что правильно разложить сырные головки на стопках сена для продуктового магазина — не меньшее искусство, чем вылепить тот же глиняный горшок.

  • 4575


Иллюстрация: Тимофей Яржомбек/KunstGroup Pictures

Когда я был маленьким, у меня было два главных развлечения. Играть в водителя автобуса и теряться в больших магазинах. Почему в водителя — объяснять не надо, каждый, кто когда-нибудь ездил на переднем сиденье рядом с шофером и кому в тот момент было пять-шесть лет, поймет, в чем наивысшее удовольствие от жизни.

Магазины же для меня обладали совершенно неземной магнетической силой. Особенно если учесть, что в описанном возрасте я оказался не в столице, щеголявшей тогда минималистской пустотой прилавков и революционным хамством продавцов, а в абсолютно счастливой Германии, где по вечерам витрины зажигались разными огнями, чтобы не угасать до самого утра, и где за стеклом всегда было выставлено все самое лучшее, что есть в недрах маркетов и семейных лавочек, а может быть, даже то, чего в них и не было.

Украшать витрины — удивительная традиция, начисто уничтоженная любителями агитационных плакатов и ровных штабелей консервов. Когда вдруг оказываешься в Европе, возникает желание стоять и часами смотреть на витрины магазинов, детских, как будто украденных из любимых сказок, продуктовых, от которых возникает желание не сходя с места попробовать все, что лежит, отгороженное от опустевших желудков стеклом с сигнализацией, магазинов одежды, в которых оформление витрин уже давно превратилось из насущной необходимости в производство самостоятельных арт-объектов.

Витрины — лучший после рекламы в голубом ящике способ привлечь покупателей, заставить остановиться и открыть дверь, с тем чтобы потом оставить внушительную часть семейного бюджета за ней. И как это ни удивительно, в городе есть курсы, которые предлагают любому желающему за 275 академических часов получить все необходимые знания о том, как использовать считаные метры площади витрин с наибольшей пользой.

Первое, что нужно понять. Все дико серьезно. Никаких финтифлюшек и загогулин. Курсы находятся под патронажем Художественного училища памяти 1905 года, принадлежат ему же, и работают там те же люди. При входе сразу же вспоминаешь, как это — быть студентом. Опоздав на пятнадцать минут, я захожу в один из кабинетов, и меня тут же смеряет взглядом преподаватель. Как было сказано в одном из совершенно безликих фильмов, вас взвесили, обмерили и признали негодным. Садитесь.

В аудитории нет свободных мест. Людей сегодня набилось больше некуда, хотя в итоге на самих курсах занимаются всего семь человек. Я попал на вводную лекцию, и теперь понятно, откуда здесь такое столпотворение. На курсах существует две группы — группа рекламщиков и группа «витринистов», а некоторые предметы, такие как история стилей, проходят у всех одновременно.

Курсы длятся около четырех месяцев, занятия проходят несколько раз в неделю, а предметов я насчитал больше пяти. Колористика — искусство работать с цветом, проект — собственно проектирование витрин, история стилей и еще несколько. Кто-то скажет, что столько занятий — это слишком много и долго. Я же закидаю камнями любого, кто будет утверждать, что можно научиться дизайну интерьера за два месяца или фотографировать за шесть недель. Потому что потом все, на что будет способен такой человек, — завалить витрины шариками или завесить плакатами с 875- или какая-будет-тогда-дата-летием Москвы.

«Дизайн витрин — это частный случай дизайна общественных помещений», — говорит один из педагогов. По сути, эти курсы — невероятный сплав уроков дизайна, рекламы, технологии, менеджмента, того, что называется мерчандайзингом и раньше называлось товароведением. «Мы учим, как раскладывать товар на витринах, работать с пространством, рекламировать свой продукт». И действительно, по ходу курсов выясняется, что правильно разложить сырные головки на стопках сена для продуктового магазина — не меньшее искусство, чем вылепить тот же глиняный горшок.

В процессе обучения слушатели проектируют свою собственную витрину, которую под занавес им предстоит «защитить», чтобы получить свидетельство о прохождении курсов повышения квалификации. Преподаватели рассказывают о совершенно уникальных случаях нахождения работы после окончания учебы. Это несложно себе представить, так как количество, например, занятий по колористике здесь сопоставимо с количеством академических часов, потраченных на эту дисциплину в архитектурном институте. Мне показывают работы, сделанные студентами. Тут табуретка, расписанная стихами Введенского, прыгающие бараны из войлока, бамбуковые леса. Я думаю о том, что если бы витрины во всем городе хоть чуть-чуть стали походить на эти, то не стоило бы даже ехать в Европу, чтобы ощутить себя в уютном царстве всеобщего благоденствия. Курсы заканчиваются в девять, и я не спешу уходить, подумывая о том, не записаться ли самому. Чтобы вместе с десятком вменяемых взрослых людей вырезать из картона барашков и заставлять прохожих на несколько минут забыть о делах.

ГДЕ НАУЧИТЬСЯ ОФОРМЛЕНИЮ ВИТРИН

МАХУ ПАМЯТИ 1905 ГОДА

Сущевский Вал, 73/2, м. «Рижская», 681 26 73, www.mgahu1905.ru/designkurs.htm. Базовый курс (275 академических часов) — 600 у.е., стоимость одного занятия (45 мин.) — 100 р. Пн-ср, пт 18.00—21.00.

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter