Как это устроено
В большинстве батареек содержится свинец, цинк, марганец, кадмий и ртуть. Кроме того, каждая алкалиновая пальчиковая батарейка содержит 8–10% щелочи, которая считается самой опасной ее составляющей. В результате каждая батарейка, попавшая в среду, загрязняет 20 м² почвы — это территория, на которой могут обитать два крота, один еж, несколько тысяч дождевых червей, а также деревья и проточные воды.
Процесс переработки батареек стоит дороже, чем получаемый на выходе металл. Поэтому важна правовая база, объясняющая, с кого брать деньги на переработку батареек и кто будет отвечать за их сбор. В странах Евросоюза ответственность за утилизацию использованных батареек лежит на компаниях-производителях. Кроме того, магазины, реализующие более 32 кг батареек в год, обязаны установить в торговом зале емкости для сбора использованного продукта. В России этот вопрос до сих пор не решен — последний раз на федеральном уровне его поднимали в октябре 2011 года. Тогда в первом чтении Госдума приняла поправки к ФЗ №89 «Об отходах производства и потребления». Но дальше дело не пошло — дата второго чтения до сих пор не определена. По слухам, когда закон будет принят, деньги на это должно будет выделить государство, но подтверждения им пока нет.
Пока что использованные батарейки можно отдавать в компанию «Мегаполис Групп», специализирующуюся на переработке аккумуляторов. Одноразовые батарейки они тоже принимают: для юридических лиц эта услуга платная, а небольшие партии от граждан там берут бесплатно. Сама «Мегаполис Групп» переработкой батареек не занимается, а передает их на другие предприятия. Батарейки с содержанием никеля или кадмия едут на Подольский завод, а щелочные, которых большинство — сдают на другие перерабатывающие предприятия. Названия их не раскрываются — по словам представителей «Мегаполис Групп», потому что там металлы из батареек выделяют по эксклюзивной технологии и опасаются плагиата. Впрочем, экологические организации иначе объясняют непрозрачность таких предприятий: они подозревают, что батарейки там перерабатываются неполностью — металлы из них, несомненно, выделяют и используют в дальнейшем производстве аккумуляторов. Но что происходит с оставшейся щелочью, неизвестно.
В начале апреля о свой готовности перерабатывать батарейки со всей страны сообщила челябинская компания «Мегаполисресурс». Технология компании позволяет перерабатывать щелочные батарейки на 80% и более, что превосходит показатели многих европейских предприятий. Батарейки разделяют на металлический кожух и внутреннее наполнение, которое делят на углерод, жидкие и твердые фракции, после чего выкристаллизовывают тяжелые металлы. Сегодня на завод уже доставляют батарейки из Новокузнецка, Тюмени, Ижевска и самого Челябинска.
В Москве на территории «Экоцентра» МГУП «Промотходы» опробует новейшую технологию по переработке батареек: рециклинг происходит в вакууме, и это позволяет контролировать вредные выбросы, которые происходят при измельчении батареек. На выходе предприятие получает концентраты цветных и черных металлов, которые планирует поставлять на другие металлургические заводы в качестве сырья. Сейчас технологи «Экоцентра» работают над технологией переработки каждого вида батареек, которые используются в айпэдах, айфонах, телефонах, ноутбуках — это сотни видов литиевых, кадмиевых, цинковых и щелочных батареек.
И «Мегаполисресурс», и «Экоцентр» МГУП «Промотходы» готовы взяться за переработку батареек в масштабах страны. Но для запуска производства необходимы тонны сырья. И пока в России нет четкой системы сбора батареек, перерабатывать им нечего. Помимо получения внушительных объемов сырья, для запуска производства необходимо договориться, кто будет платить за рециклинг батареек.
Впрочем, в Москве есть несколько организаций, которые принимают использованные батарейки. Официально такую деятельность юридическим лицам разрешили вести только в 2012 году — раньше на сбор и хранение опасных отходов требовалась специальная лицензия. В 2004 году услугу по приему использованных батареек и отработанных ламп от покупателей без соответствующей лицензии ввела IKEA, но вскоре была вынуждена прекратить сбор опасных отходов по требованию Ростехнадзора. Сейчас IKEA вновь готовит магазины к приему батареек и энергосберегающих ламп и к 2014 году планирует вновь начать сбор опасных отходов. Музей им. Тимирязева, который принимал батарейки с 2009 года, в данный момент прием сырья приостановил из-за нехватки места для хранения батареек.
Сейчас прием батареек работает в магазинах экокосметики, экопродуктов питания и в коворкингах сети «Циферблат». Впрочем, что делать с ними дальше, никто не знает — обычно организации просто копят батарейки у себя и ждут, пока в России появится полноценный перерабатывающий завод. Между тем, «Мегаполисресурс» уже открыт к диалогу и готов не только бесплатно принять батарейки на рециклинг, но даже помочь в их транспортировке до Челябинска. Осталось только собрать все батарейки из работающих пунктов сбора. Мешает это сделать отсутствие должной коммуникации между пунктами сбора батареек, работающими в Москве, и предприятием.
Поэтому пока что зеленые сообщества советуют вывозить батарейки за рубеж. На границе признаваться в этом не следует — ввоз на территорию других государств опасных отходов запрещен. Лучше отвечать, что везете их про запас — например, для фотоаппарата.