Как известно, британские ученые открыли, что третий понедельник января — самый депрессивный день в году. Это значит, худшее позади: теперь все наладится, серотонин в мозгу понемногу начнет прибывать, городская жизнь выйдет из праздничного анабиоза. Нужно, однако, учитывать, что москвичам пришлось тяжелее, чем британским ученым: в нас еще свежи воспоминания о праздновании старого Нового года. Поэтому, может, и к лучшему, что предстоящие выходные не предлагают нам оглушительных децибелов, поражающих воображение театральных премьер и вообще резких движений: на этой неделе мы предаемся спокойному созерцательному досугу. Пять выставок, которые жалко пропустить, — и, поскольку они скоро закрываются, стоит поторопиться:
Фотография: Елена Стрекоза
Галерея ВХУТЕМАС
Только до 21 января в галерее ВХУТЕМАС продлится выставка «Ассы: ВЕК», посвященная столетней истории деятельности известной московской архитектурной династии. От чертежей, проектов, архитектурной графики и живописи Виктора (1911–1987) — к графическим и видеоработам Евгения (р. 1946) и инсталляциям Кирилла (р. 1974) Ассов. Прекрасный способ показать одновременно естественную преемственность и эволюцию языка архитектуры — самого массового из искусств — и просто современного искусства, поскольку члены династии архитектурой отнюдь не ограничиваются.
Выставка продлится до 21 января
Работает:
со вторника по субботу — с 12:00 до 20:00
по понедельникам — по предварительной договоренности
О выставке на сайте галереи
Адрес: Рождественка, 11 (Московский архитектурный институт)
ЦДХ
18 января в Центральном доме художника открывается ретроспективная выставка графики и живописи художника-иллюстратора Виталия Горяева (1910–1982): полторы тысячи работ, созданных за полвека, из которых многие окажутся знакомыми. На выставку стоит пойти всякому, кто интересуется великой русской школой иллюстрации или просто хочет испытать прилив ностальгии: Горяев иллюстрировал повести Марка Твена, стихи Агнии Барто, рассказы О’Генри, «Трех толстяков» и «Старика Хоттабыча», не говоря уже про Пушкина, Гоголя и Достоевского, — в общем, золотую библиотечку советского школьника. Отдельным блоком представлены 60 иллюстраций для журнала «Крокодил» середины тридцатых годов.
Выставка продлится с 17 по 30 января
Работает
ежедневно, кроме понедельника, с 11:00 до 20:00 (кассы до 19:00)
Адрес: Крымский Вал, 10, залы 22–27
Галерея «Глаз»
До 20 января в галерее «Глаз» проходит фотографическая выставка Вадима Гущина «Культурные ценности», интересная во многих отношениях. Это новая жизнь натюрморта, который по-прежнему жив, хотя и в новом воплощении: в этом проекте Гущин, прежде делавший черно-белые серии, работает с цветом практически живописными средствами, далекими от привычных представлений о фотографии как о светописи. Выражение «культурные ценности» тут можно понимать не только в переносном смысле, но и буквально: конверты, музыкальные компакт-диски и особенно книги сегодня воспринимаются уже как материальные символы уходящей культуры. Когда в недалеком цифровом будущем человечество избавится от книжных полок, оно будет вешать на опустевшие стены фотографии книг.
Выставка продлится до 20 января
Адрес: Малая Ордынка, 23
Телефон: (495) 978 88 40
Центр фотографии имени братьев Люмьер
Фотография и неореализм в Италии (1945–1965) и работы Рут Оркин — сразу два повода зайти в Центр фотографии имени братьев Люмьер с 18 по 29 января. Классическая черно-белая репортажная фотография послевоенных лет нравится всем, но первая выставка к тому же позволяет проследить, что происходило в эпоху великого итальянского кинематографа в смежном жанре. Принципы итальянского неореализма — такие как документальность, будничность, отказ от студийных съемок — применял в своей работе фотограф Луиджи Кроченци, создавая «неподвижный фильм на печатной странице». В работах его последователей (например Марио Джакомелли) происходили те же трансформации, что претерпевал кинематограф, скажем, с появлением Феллини. Проект выставлялся во Франции, Италии, США, теперь впервые приехал в Россию — как и представленная в той же галерее выставка Рут Оркин (1921–1985), одной из десяти лучших женщин-фотографов США по состоянию на 1959 год. Оркин с конца сороковых работала для ведущих американских изданий — Life, Look, Horizon, Ladies Home Journal. Ее серия «Не бойтесь путешествовать в одиночку» также посвящена послевоенной Европе.
_____
В рамках выставки «Фотография и неореализм в Италии 1945–1965» в галерее братьев Люмьер будут, кроме того, и кинопоказы:
Мультимедиазал
18–27 и 29 января
17:40 — «Германия, год нулевой» (1948)
19:00 — «Земляк» (1946) Роберто Росселлини
21, 22 и 29 января
15:30, 16:10, 16:50 — «Привет, Феллини» (2006) Армана Ерицяна
Зал библиотеки
18–29 января
17:00 — «Рим, открытый город» (1945)
19:10 — «Стромболи, земля Божья» (1950) Роберто Росселлини
_____
Выставка «Фотография и неореализм в Италии» продлится до 26 января
Ретроспектива Рут Оркин – до 29 января
О выставке «Фотография и неореализм в Италии» на сайте галереи
О выставке Рут Оркин на сайте галереи
Адрес: Москва, Болотная наб., 3, стр. 1
Телефон: (495) 228 98 78
Московский музей современного искусства
Ну а что происходит в искусстве фотографии в наши дни, можно полюбопытствовать до 22 января в Московском музее современного искусства. На персональной выставке итальянского фотографа Джады Рипы, живущей и работающей в Нью-Йорке, представлены ее работы из серий «Перемещение», «Падающие символы» и «По ту сторону нефтяного пути». Серии снимков в документальном и экспериментальном жанре Рипа создала во время путешествий по Кавказу, Средней Азии, Туркестану с 2004 по 2011 год. Художница исследовала жизнь религиозных и национальных меньшинств, перемещенных народов, людей, живущих вдоль бывшего Великого шелкового пути, который сейчас называют нефтяным путем, — помимо всего прочего, это обстоятельство обеспечивает выставке по меньшей мере этнографический интерес.
Выставка продлится до 22 января
О выставке на сайте музея
Адрес: Тверской бул., 9