Атлас
Войти  

Также по теме

«Красный дом»

Теневой театр, самодельная настольная игра про пиратов и испанцев и костюмы для изображения смерти от варенья — блог «БГ — Перово и Измайлово» побывал в доме в Новогиреево, где с 1930-х годов живут одни художники

  • 12866

В 1923 году Перово, одна из самых индустриально развитых частей Подмосковья, получило статус города, а в 1936 году Моссовет выделил там участок трем художникам под строительство мастерской. Этими художниками были Владимир Андреевич Фаворский — знаменитый книжный график, иллюстратор «Слова о полку Игореве», Пушкина, Пришвина и Мериме; Иван Семенович Ефимов — скульптор-анималист, автор проектов памятников Островскому, Крылову и Маяковскому и фонтана «Дельфины» у Северного речного вокзала; и скульптор Лев Алексеевич Кардашов, племянник Фаворского и ученик Ефимова, автор деревянного резного фронтона Карельского павильона на ВВЦ. Фаворский, Ефимов и Кардашов сами сделали проект трехэтажного дома из красного кирпича — на первом этаже разместились мастерские, на двух верхних — жилые помещения, всего девять квартир.

В 1930-е годы дом стоял на отшибе, рядом с ним была только маленькая дорога, ведущая к шоссе Энтузиастов. В 1960 году город Перово вошел в состав Москвы, а еще через двадцать лет тут появилась своя станция метро. Сегодня Перово — полноценный спальный район, но семьям художников удалось сохранить дом и сад, и внутри со времен Фаворского все осталось практически неизменным. 

Большая часть сегодняшних жителей «Красного дома» — потомки Фаворского и Ефимова. Во-первых, это семья художника-керамиста Марии Фаворской, дочери Владимира Фаворского: ее муж, скульптор Дмитрий Шаховской, — автор часов на фасаде Театра кукол им. Образцова и мемориальных досок Осипу Мандельштаму и Анне Ахматовой, дочь Наталья — переводчик с французского, сын Иван — график, монументалист и мозаист. Жена Ивана Елена Шаховская и их сын Николай тоже художники. Рядом с ними живет семья Ивана Голицына, акварелиста и автора светотеневых инсталляций, правнука Ивана Ефимова. По приглашению семьи Фаворских после войны в «Красном доме» поселилась друг семьи, художница Елена Коровай — теперь тут живет ее дочь, тоже художник-график Ирина Коровай.

Все художники из «Красного дома» работают в самой разной технике. В мастерских Ефимова и Фаворского хранятся их работы, там же работают следующие поколения художников. На заднем дворе стоит летняя мастерская для скульптурных работ и мастерская с муфельной печью для стекла и керамики.    

Георгий Голицын

Георгий Голицын

монтажер и художник-постановщик

«Раньше тут все кипело и бурлило. К художникам, жившим и работавшим в доме, приходили друзья и ученики Фаворского и Ефимова. Потом подросло третье поколение со своим кругом, а там и четвертое. Сейчас в доме живет уже пятое поколение художников. Моему сыну Иллариону, названному в честь деда (художник-график Илларион Голицын был мужем Натальи Ефимовой, дочери Ивана Ефимова. — БГ), сейчас год и два месяца — и он уже рисует: садится посередине большого ватмана, и я даю ему краски. Посмотрим, что из этого выйдет.

В моей семье хранятся настольные игры Владимира Голицына, моего прадеда. Он работал матросом в Мурманске и Архангельске, потом ходил в экспедиции по северным морям и Каспию. Во время путешествий он рисовал прекрасные акварели, а потом сделал игру: испанцы противостоят пиратам, и цель одних — доставить золото в Европу, а других — его отобрать. Настольного кубика нет, вместо него — стрелка компаса. Куда подует ветер, туда и двигается судно, против ветра, естественно, ходить нельзя. Очень азартная игра, мы собираемся ее издать.

У нас до сих пор есть специальный «шарадный фонд», где хранится всякое маскарадное тряпье. Перед крупными торжествами мы по-прежнему загадываем слово, разбиваем его на отдельные слова (иногда с ошибками), а потом делаем театральное представление — каждую часть как-то интерпретируем, а в конце показываем все слово-основу, которое должны угадать зрители. Одним из самых запоминающихся было слово «умиротворение», его разделили на «умер от варенья». 

Еще одна традиция, дожившая до нашего времени, — рождественские спектакли. Их ввела в наш обиход Наташа Шаховская: в дверном проеме натягивалась простыня, и на ней оживали вырезанные из картона фигурки. Мой прапрадед Иван Ефимов и его жена Нина Симонович-Ефимова в 1918 году основали первый в России профессиональный кукольный и теневой театр с литературным репертуаром (т.е. не традиционно народный). Мне бы хотелось возродить эту технику на сцене или в мультфильме. Мы с Колей Шаховским уже пытались экранизировать так сказку Даниила Хармса, но на скорую руку, для себя. Тем не менее сейчас у нас в планах полнометражный мультфильм — главное, выкроить время».

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter