Союз кинематографистов уступил свою часть акций Киноцентра владельцам ресторана-казино «Арлекино», который давно стремился стать единственным собственником здания на Красной Пресне. Теперь «Арлекино» намерен выселить из здания Музей кино.
– Сначала это была просто столовая, которая обслуживала наших сотрудников, – директор Музея кино Наум Клейман вспоминает историю 12-летней давности. – Потом возникло советско-итальянское совместное предприятие. И вот лисичка выросла, заматерела, а мы оказались в роли зайца с его лубяной избушкой.
Условия, на которых Музей кино мог бы остаться в Киноцентре, неприемлемы, арендная плата, предложенная новым владельцем, слишком высока. Лучшее сейчас – найти новое помещение. Марк Рудинштейн предложил залы «Мира Кинотавра» на Цветном бульваре. Есть и другие варианты: Провиантские склады на Зубовском бульваре, студия И.Н.Ермольева на площади Европы – предназначенный на снос последний памятник раннего русского кино – и, наконец, здание кинотеатра «Октябрь» на Новом Арбате. Этот адрес Клейман считает самым предпочтительным. Для решения финансовых вопросов привлекаются, кроме бюджетных средств, ресурсы крупных частных и благотворительных организаций – некоторые из них уже выразили свою заинтересованность. Но главной задачей станет избежание ситуации аврального переезда, чтобы до полного оборудования новых помещений фонды Музея не были где-то свалены, а оставались на своих местах, потому что временное хранение в абстрактном «где-то» может привести к потере множества драгоценных материалов.
А фонды меж тем пополняются постоянно: классики уходят, приходят, рождаются и умирают, студии закрываются, и не все возможно спасти, ибо списать часть имущества куда проще, чем составлять акт о передаче в собственность Музея.
– Перехватить архивы – это еще полдела, – грустит Наум Клейман. – Надо превратить их в единицы хранения. При поддержке ЮНЕСКО и Фонда Форда мы создаем электронный каталог нашей коллекции. Им пользуются во всем мире, и будет, мягко говоря, странно в одночасье его лишиться.
Так же дико лишиться синематеки, то есть системы залов, где Музей демонстрирует некоммерческое кино, недоступное москвичам практически ни в каком другом месте. На закрытии сезона можно было видеть, как людей в инвалидных креслах молодежь на руках вносила в зал. Что, собственно, указывает на две и без того очевидные вещи: Музей кино нужен зрителям, а самому Музею необходимо новое здание.
Иными словами, Музей кино – это и синематека, и архив, и клуб. Чуть ли не единственное место в Москве, где можно посмотреть наши новые анимационные фильмы. А еще это олицетворение особого образа жизни – киномании.
Сейчас в поддержку Музея создан сайт, на котором можно оставить свою виртуальную подпись (сейчас их уже больше пяти тысяч) в поддержку музейщиков и всех любителей кино. По вполне понятной аналогии ситуацию вокруг Музея кино сравнивают с Парижем 1968 года, когда увольнение Анри Ланглуа с должности руководителя Синематеки привело студентов на баррикады. «Встать бы у Киноцентра в бархатном платье и в берете, как у Евы Грин в «Мечтателях», и приковать себя наручниками к ограде!» – пишет посетительница форума, выражая общее настроение. Хотя, впрочем, всем понятно, что до этого дело не дойдет.