Иногда кажется, что мы знаем о городах все: сколько людей в них живут, как устроена их экономика, какой ширины в них улицы и сколько на них автомобилей. Но на самом деле это не совсем так. Урбанистика и экономическая география постоянно напоминают нам, что самого главного о городах мы пока так и не поняли. Мы знаем, чем они похожи, нам известно, как работает "эффект агломерации", как он сказывается на развитии городов, и многое другое. Но вопрос, что определяет судьбу города, что именно задает вектор его развития, остается открытым.
Чтобы ответить на него, нужно понять, чем одни города отличаются от других, составить их каталог и вывести, грубо говоря, формулу идеального города. Недавнее исследование европейских математиков, заявивших, что в мире есть всего четыре типа крупных городов, наделало много шума именно потому, что предложило способ расставить все мегаполисы мира по полочкам. Это слишком простой подход, чтобы быть истиной, уверены журналисты CityLab. Урбанистика годами выдвигала разные варианты типизации городов, но ни один из них не может претендовать на звание "единственно верного".
Функции против планировки
Разделение города на четыре типа - один из многих вариантов классификации, которые ученые придумывают с начала ХХ века. Среди них есть как более точные, так и более отвлеченные, философские модели. Уже в 1943 году Чонси Харрис предложил делить города по их основным функциям.
Более современный подход к разделению городов по их функциям представлен в книге Паула Нокса "Атлас городов", где автор выделяет 13 видов города, например, "Города-фундаменты", "Столицы империй", "Промышленные города", "Мегагорода", "Зеленые города". Эти типы зависят от моделей и процессов урбанизации.
По словам автора, книга поможет начинающим урбанистам сориентироваться в основных проблемах урбанизации и, в зависимости от градообразующей функции, понять, с какими трудностями сталкивается город.
Еще один вариант классификации предложенн Стефеном Маршаллом, исследователем в области градостроительства из Университетского колледжа Лондона, выделяет типы городов в зависимости от планировки их улиц.
Есть и более абстрактные модели классификации, например, в книге Кристофера Александра 1965 года A City is Not a Tree города делятся на естественные (развивавшиеся спонтанно в течение многих лет) и искусственные (созданные конструкторами и планировщиками). Другие классические работы по урбанистике, от "Жизни и смерти американских городов" Джейн Джекобс до "Образа города" Кевина Линча, описывая различные теории идеального города, также ориентируются на планировку и внешнюю структуру.
От планировки к смыслу
CityLab сравнивает такие модели с биологической систематикой, которая была распространена до открытий Дарвина. Ученые, вроде Карла Линнея, создавали классификации животных, ориентируясь на их внешний вид и не рассматривая их происхождения. С приходом теории эволюции стали появляться другие модели, которые заложили основание современных естественных наук. Точно так же науке о городах пора перейти от классификаций по внешнему виду к более научным теориям эволюции, представляющим процессы развития и изменения городов.
Директор Института устойчивого развития городов Городского университета Нью-Йорка Уильям Солеки в статье в журнале Environment ставит следующие цели перед будущими исследователями:
1. Выделение основных компонентов процесса урбанизации в зависимости от времени, географического расположения и площади
2. Определение общих законов градостроительства, понимание урбанизации как естественной системы
3. Исследование связи системы урбанизации с другими мировыми процессами
По мнению Солека, у исследователей достаточно данных о процессах, происходящих в городе, для осуществления этих задач. Паул Нокс считает, что анализ всех этих данных позволит перейти от оценки качества к изучению коэволюции и ответить на самые разные вопросы, например, "Как влияет распределение голосов избирателей на географию роста города?" или "Как меняются тенденции преступности?".
Одно из таких исследований провел профессор Института Санта-Фе Луис Бетанкур. По словам ученого, ему было важно ответить на вопрос о причинах появления городов: "Что позволяет сообществу незнакомых людей делать вместе то, что они не могут делать в одиночку?".
Он и его коллеги проследили, как влияет структура и планировка городов на экономические и социальные тенденции. Использовав имеющиеся данные, они сопоставили количественные характеристики города, такие как длина дорожных сетей, средний доход жителей, количество патентов на человека с данными о росте населения в городе, изучив, как меняется инфраструктура, как социально-экономические факторы связаны с повышенным социальным взаимодействием, и как оно влияет на плотность городского населения в связи с необходимостью экономии энергии.
Ученые выяснили, что показатели этих характеристик увеличиваются одновременно с ростом населения, и процессы роста городов, таким образом, предсказуемы. Бетанкур и коллеги планируют продолжить исследования и выяснить, что оказывает влияние на эти процессы: "Мы хотим изучить все факторы, влияющие на формирование города и выявить механизмы урбанизации".