Дорога на работу и домой — одно из самых неприятных дел рабочего дня. Утренние и вечерние пробки портят настроение и заставляют нас подстраивать свой режим под дорожное движение. Иногда нам кажется, что если бы дорога занимала у нас меньше времени, мы были бы счастливее.
Однако ряд исследований показывает, что не только время в пути от работы до дома имеет значение, но и то, каким транспортом мы пользуемся. Это отражается как на нашем внутреннем состоянии, так и на нашем теле: транспорт может повысить или, наоборот, уменьшить вероятность ожирения. Подробнее об этом пишет Vox.
Самые приятные способы передвижения
Люди по-разному воспринимают поездку на работу и обратно в зависимости от того, каким транспортом они пользуются. Согласно исследованию канадских ученых, опубликованному в журнале Science Direct, жители городов, которые ходят на работу пешком, едут на велосипеде или на электричках, реже жалуются на дорогу, чем те, кто пользуется другими видами транспорта.
Согласно докладу британских ученых, пешеходы, велосипедисты, а также люди, пользующиеся различными видами общественного транспорта, реже страдают от ожирения, чем водители автомобилей (даже если учитывать их физическую нагрузку и социально-экономические факторы, влияющие на ожирение).
К таким выводам эксперты пришли на основе опроса 3 377 студентов, преподавателей и административного персонала. Они узнали, как они добираются до университетского комплекса, находящегося в центре Монреаля, а также, насколько они довольны дорогой до места работы и учебы. Респонденты оценивали время дороги, удобство, вероятность аварий или столкновения с преступностью, подверженность нежелательному вниманию, стоимость и время ожидания продолжения движения.
Когда ученые собрали все данные, они обнаружили, что по уровню оценок транспорт делится на две примерно одинаковые группы: первая включает прогулку пешком, поездку на велосипеде и на электричке, а вторая — поездку на машине, автобусе и метро.
Они также обратили внимание на различные факторы, которые влияют на выбор того или иного транспорта и пришли к довольно интересным выводам.
С одной стороны, время в пути, конечно, имеет значение. Однако интересно, что пешеходы, велосипедисты и пассажиры автобусов спокойнее относились к ситуации, когда им приходилось проводить в пути на 10 минут больше, чем обычно, в отличие от тех, кто пользовался тремя другими видами транспорта.
Кроме того, на восприятие транспорта респондентами оказывало влияние то, как часто они им пользовались. Те, кто садился на автобус только тогда, когда шел дождь, были на 4,9% менее удовлетворены поездкой, чем те, кто регулярно пользовался автобусом.
Что касается поездок на метро, здесь сыграли роль гендерные различия. Мужчины, пользовавшиеся метро, на 3,5% лучше относились к этому виду транспорта, чем женщины. В основном это связано с тем, что они считают метро более безопасным видом транспорта. Кроме того, в метро они избавлены от нежелательного внимания.
К похожим выводам пришли ученые из канадского Университета Макмастера. Социологический опрос, проведенный по всей стране, показал, что те, кто добирается на работу на велосипеде или ходит пешком, больше довольны дорогой, чем те, кто выбирает другие виды транспорта.
Какой транспорт полезнее для здоровья
Британские ученые проанализировали, как разные виды транспорта отражаются на нашем здоровье и какие из них приводят к ожирению. Они опирались на данные 7 534 жителей Великобритании, у которых измерили массу тела и узнали, каким транспортом они пользуются.
Исследование показало, что у водителей автомобилей вероятность ожирения выше, чем у тех, кто пользуется каким-либо другим транспортом. Эти выводы подтвердились и после того, как ученые проверили другие влияющие на ожирение факторы: количество физической нагрузки, возраст и другие показатели физического состояния.
В среднем у водителей мужского пола индекс массы тела был выше, чем у тех, кто не ездит на машине, на 1 пункт, а у женщин — на 0,75 пунктов. Кроме того, предыдущие исследования показывали, что у тех, кто ездит на велосипеде или ходит до работы пешком, снижается вероятность диабета и сердечно-сосудистых заболеваний.
Еще более полезными для здоровья оказались автобусы и электрички. Возможно, это связано с тем, что людям часто приходится идти пешком от остановок и станций. У респондентов, которые пользовались общественным транспортом, индекс массы тела был на 1,46% (у женщин) и 1,48% (у мужчин) ниже, чем у автомобилистов. Оказалось, что общественный транспорт еще больше предотвращает ожирение, чем велосипедная и пешая прогулка.