Новое рельсовое кольцо города строится на основе контура Московской кольцевой, служившей до того исключительно для грузоперевозок. В ближайшие полтора года на МКЖД будут вестись работы по реконструкции полотна и строительству новых станций, пересадочных узлов. Замене подлежит более половины старых путей, кроме того, необходимо электрифицировать кольцо, вывести из его зоны более 5 тысяч различных объектов, построить три десятка станций и дополнительные пути для грузовых составов.
Реконструкция МКЖД и превращение его в легкое метрокольцо происходит в несколько этапов. Первым станет реконструкция участка западного Пресня – Канатчиково, затем будет готов участок Пресня – Лихоборы, и далее работы продолжатся на северной и южной сторонах кольца. На последнем этапе будет сдан участок на востоке, у депо Андроновка. Пуск легкого метрокольца в тестовом режиме намечен на конец 2015 года.
Легкое кольцо будет состоять из 31 станции, 19 из них станут крупными ТПУ (транспортно-пересадочными узлами, где пассажиры смогут сделать пересадку на другие виды транспорта). На 12 станциях можно будет пересесть на Третий пересадочный контур метро (подробней о нем читайте здесь) и радиальные линии. Согласно проекту, легкое метро будет в год перевозить более 250 млн пассажиров, что означает 100 пар электропоездов в сутки.
Легким метро МКЖД по праву сможет называться еще и потому, что фактически режим работы будет очень похож на принятый в столичной подземке – с интервалом между поездами 3–5 минут, с 5:30 до 0:30.
Составы электропоездов будут состоять из 5–10 трехдверных бестамбурных вагонов с системой климат-контроля и бронированными антивандальными стеклами. Поезда смогут развивать скорость до 120 км/ч. Максимальная вместимость одного состава – не менее 1250 человек, при этом в поездах будут предусмотрены удобства для людей с ограниченными возможностями. Немаловажно, что на легком метрокольце будет работать бесплатный WiFi.
Три станции будут подземными – это «Лефортово», «Белокаменная» и «Пресня». Это рабочие названия, окончательные утверждает городская межведомственная комиссия по наименованию территориальных единиц, улиц, станций метрополитена, организаций и других объектов Москвы.
Легкое метрокольцо станет транспортной альтернативой для сотен тысяч пассажиров, которым не нужно будет совершать поездки в сторону центра, чтобы попасть в соседний район. К 2018 году, когда будет закончено строительство Третьего пересадочного контура, оба кольца значительно улучшат сообщение на периферии города и снимут нагрузку с центра. Легкое метро будет связано не только с метрополитеном и наземным транспортом, но и с пригородными электричками. Это позволит жителям области комфортно добираться в город, не используя личный транспорт.
Аналогичные интегрированные транспортные системы уже доказали свою эффективность в крупных городах Европы, в настоящее время легкое метро – это один из самых активно развивающихся видов транспорта в мире. В городах Германии рельсовая система S-Bahn существует уже 50 лет. К примеру, в Берлине работают два вида рельсовых систем: метрополитен (U-Bahn) и городские электропоезда легкого метро S-Bahn, курсирующие по железнодорожным линиям как в пределах, так вне пределов города. Вену обслуживают две рельсовые системы – подземная U-Bahn и наземная S-Bahn. В Париже и пригородах полвека действует система RER, состоящая сейчас из пяти линий и интегрированная с парижским метрополитеном. Родину метрополитена, Лондон, пронизывает сеть радиальных линий, которая постоянно пополняется новыми станциями – сейчас в столице Великобритании реализуется крупный проект строительства новой линии Crossrail, которая пройдет под центром города в 16-километровом тоннеле.
Электрички в Париже
Легкое метро в Берлине
Станция Кинг Кросс в Лондоне