Специалист по географии городов и дизайну дорог из Университета Миннесоты Билл Линдеке выявлил несколько признаков автомобильных дорог, которые могут оказаться смертельными для пешеходов, велосипедистов и других уязвимых участников дорожного движения. Речь идет о дорогах с двумя полосами в каждую сторону, по которым можно ехать со скоростью более 60 км/час, парковка на таких дорогах запрещена, а тротуары – очень узкие. Подобные "смертельные дороги", как их называет Линдеке, можно легко найти в любом городе мира, включая Москву.
Эксперт полагает, что решением этой проблемы может стать преобразование четырехполосных дорог в трехполосные c разделительной полосой в середине. Ее можно использовать для поворотов налево. Сокращение дорожного пространства позволит расширить пешеходные зоны.
Подобную концепцию поддерживает и Минтранс США. Она получила название "дорожная диета": в ряде городов США, включая Нью-Йорк, уже начали проводиться эксперименты по сокращению ширины дорожного полотна. Пока их результаты довольно успешны: аварий на них становится меньше.
Что такое "смертельные дороги"
Линдеке подробно объясняет, почему подобные дороги являются смертельными. Машины на них непредсказуемо перестраиваются между рядами, причем могут делать это на довольно высоких скоростях. Чтобы повернуть налево, машина на таком перекрестке резко замедляется в скоростном левом ряду, что создает аварийную ситуацию. Другие автомобили в этот момент обгоняют ее по правому ряду. Получается, что движение машин на таких перекрестках непредсказуемо.
Обычно на таких дорогах нельзя парковаться, а специальных парковок не предусмотрено. При этом тротуары по бокам довольно узкие: ходить по ним или ездить на велосипеде довольно сложно. Переходить такую дорогу тоже довольно сложно и опасно.
Подобные дороги можно найти в любом городе мира. Они проходят через пешеходные центры городов или расположены рядом со школами, парками и жилыми домами. Местные жители часто жалуются, что перейти такую четырехполосную дорогу почти невозможно.
Типичная авария на таком перекрестке выглядит так: один водитель остановился, чтобы пропустить пешехода, другой, следующий в соседнем ряду, не заметил этого и сбила человека.
Поможет "дорожная диета"
"Дорожной диете", или конверсии четырехполосных дорог в трехполосные, посвящено множество исследований. Линдеке выделил основные выводы этих докладов.
1. Трехполосные дороги куда более безопасны для водителей. Согласно исследованию Федерального управления по скоростным дорогам США, превращение четырехполосной дороги в трехполосную сокращает количество ДТП на 20-50% в зависимости от региона. Эти выводы подтверждены и в других исследованиях.
3. Дорожная диета приводит к снижению скорости движения автомобилей. На трехполосных дорогах скорость движения постепенно снижается и становится более предсказуемой – одна машина уже не может ехать быстрее другой. Сокращение скорости даже с 60 км/ч до 50 км/ч серьезно снижается аварийность и последствия аварий для пешеходов и велосипедистов.
4. Трехполосные дороги стимулируют людей ездить на велосипедах и ходить пешком. Например, в Сан-Франциско после конверсии одного из перекрестков на 37% выросло использование велосипедов в часы пик и на 49% увеличился поток пешеходов.
5. В отличие от реконструкции улицы или нового дорожного строительства "дорожная диета" намного дешевле. Города могут быстро и дешево избавиться от "смертельных дорог".
Проблема в том, что часто люди просто не готовы согласиться с самой идеей "дорожной диеты". За такой консерватизм общество платит высокую цену. Число ДТП продолжает расти, а люди – гибнуть.