Первые русские музеи известны всем: в Петербурге был Эрмитаж, а в Москве – Румянцевский музей. О фамильном общественном музее князей Голицыных, который располагался в правом флигеле дома Голицыных на Волхонке, вспоминают реже. Голицыны собирали преимущественно западноевропейское искусство – оно-то и составляло большую часть коллекции. Но собирали Голицыны и античность. Начиная с наделавшего в Европе шуму русского посла в Австрии Дмитрия Михайловича (1721-1793) и заканчивая Сергеем Михайловичем, который и продал свое античное богатство Императорскому Эрмитажу в 1887 году. А вместе с ним и коллекцию декоративно-прикладного искусства и книги, коих в библиотеке Голицыных насчитывалось 20 000 томов. Продал ради благой цели – расширения больницы.
Конечно, на современный взгляд частные музеи XIX века могут показаться наивным любительством. С другой стороны, следует помнить, что и музейное дело тогда было в зачаточном состоянии. Потому не стоит удивляться, что при позднейшей атрибуции коллекция оказалась «украшена» большим количеством подделок, в том числе и из греческой пластики. Но были в ней и шедевры, причем общечеловеческого порядка, например, «Благовещение» Чимы да Конельяно и, естественно, триптих Пьетро Перуджино «Распятие с Богоматерью, святыми Иоанном, Иеронимом и Марией Магдалиной». Заказан он был художнику неким Бартоломео Бартоли в 1482-1484 году. Просвещенному миру триптих известен как «Голицынский» – хотя и до того, как в 1797-м стать собственностью Алексея Михайловича, он успел попутешествовать. В 1937 году триптих был продан по наказу советского правительства Вашингтонской национальной галерее, а еще раньше распродали шедевры «поменьше». И то, что теперь многое удалось собрать в одной выставке, – это успех и плод пятилетней работы. Впрочем, на выставку стоило бы сходить только ради Перуджино – великолепный ранний триптих, лаконичный и прекрасно-ясный. Когда-то его даже приписывали ученику Перуджино Рафаэлю.