В истории дорожного движения были светофоры-скворечники, бронзовые светофоры с Меркурием, односекционные и двухсекционные светофоры. Но в острой почти столетней борьбе победила привычная нам модель светофора с тремя фазами. Монте Кастлман, много лет изучающий городскую инфраструктуру, описал в блоге Street MN, как менялась со временем концепция светофоров.
Первые светофоры
"Первый светофор" вообще не был светофором в современном смысле этого слова. Он представлял собой устройство для помощи полисмену в управлении дорожным движением и выглядел, как башня с набором световых сигналов и стрелок, указывающих направления движения. После нескольких лет использования такой "башни" ее конструкторы сообразили, что вместо ручного управления башню можно оборудовать механическим таймером, управляющем сигналами.
Один из первых светофоров
До сих пор исследователи не сошлись во мнении, где появился первый светофор, похожий на современный. Согласно самой популярной версии, первое такое устройство построил полицейский из Солт-Лейк-Сити Лестер Вайр. Светофор Вайра напоминал скворечник и использовал красные и зеленые линзы железнодорожные линзы диаметром 5,5 дюймов.
Копия первого светофора
Первый светофор с тремя разноцветными сигналами был установлен в Детройте в 1920 году Уильямом Поттсом. Использование железнодорожным линз оказалось не очень удобным: они были слишком маленькие и не подходили для большого города. Линзы были увеличены до 8 дюймов, а подсветку сделали более мощной.
В 1950-е годы количество автомобилей на улицах американских городов резко выросло, а дороги стали шире. 8-дюймовые линзы заменили на линзы размером 12 дюймов. Первым светофором с красным сигналом диаметром 12 дюймом стал "тип К" компании The Crouse-Hinds.
Размер желтых и зеленых линз тогда менять не стали, в некоторых штатах США до сих допустимы желтые и зеленые сигналы диаметром 8 дюймов. Такие светофоры до сих пор работают в Нью-Йорке.
Как выбирали цвета сигналов
Изначально красная линза означала "внимание", цвет сигнала, запрещающего движение, был зеленым, а разрешающего – белым. Но такое сочетание цветов оказалось опасным: из-за фонарей и других источников света увидеть белый сигнал светофора было очень сложно.
В 40-е годы прошлого века цветовую схему сменили: зеленый цвет стал сигналом, разрешающим движение, желтый - предупреждающим, а красный – запрещающим.
Как три секции победили две
Практически с самого начала истории светофоров в них было предусмотрено три фазы. Но автомобилей на дорогах тогда было меньше, и власти городов решили, что на фазе "внимание" (желтый цвет в современных светофорах) можно сэкономить.
В Нью-Йорке вплоть до 1952 года устанавливались двухсекционные светофоры, хотя их установка была запрещена федеральным законом 1935 года. Некоторые из двухфазных светофоров использовали до 80-х годов прошлого века.
Самой дешевой версией светофора был Darley, состоящий из двух ламп. Каждая из ламп светила одновременно на главную и дополнительную дороги, фактически, в четыре направления.
Каждому городу свой светофор
Для Лос-Анджелеса, Сан-Франциско и Нью-Йорка были разработаны свои уникальные светофоры, дизайн которых отвечал нуждам города.
Светофор, разработанный для Лос-Анджелеса, называется Acmes. Помимо световых сигналов в нем был колокольчик и знаки "стоп/проезд разрешен". Их часто можно увидеть в голливудских фильмах и мультфильмах.
В Сан-Франциско была установлена система светофоров Wiley. Светофоры были похожи на птичью клетку. На них был установлены красные и зеленые двигающиеся таблички "стоп" и "проезд разрешен".
В Нью-Йорке была установлена система Mercury с красным и зеленым сигналами. Светофоры были изготовлены из бронзы и украшены орнаментом, сверху была установлена фигурка древнеримского бога Меркурия. Сегодня такой светофор – настоящая редкость и предмет охоты коллекционеров, почти все они в 60-е годы прошлого века были отправлены мэрией Нью-Йорка на переплавку.
Жизнь без светофоров
Сегодня власти разных городов активно экспериментируют с разными видами светофоров. В Азии появились светофоры с анимированными фигурками пешеходов, которые ускорялись по мере того, как заканчивается время для перехода улицы. Автомобилистам светофоры показывают "колонки" красного, зеленого или желтого цветов, которые становятся меньше, когда время для проезда выходит.
В США по заказу Минтранса разработан однофазный прототип LED-светофора: в его единственном экране попеременно загораются красный квадрат, желтый алмаз или зеленый круг.
После появления самоуправляемых автомобилей потребность в светофорах, скорее всего, исчезнет. Компьютеры, управляющие городским движением, будут сами останавливать и возобновлять движение автомобилей. Консерваторам, которые и в мире будущего предпочтут водить самостоятельно, эти же компьютеры будут выводить красные, желтые и зеленые сигналы прямо на лобовое стекло.