Атлас
Войти  

Также по теме

"Нельзя менять градостроительные планы каждые пять лет"

Британский урбанист Грег Кларк рассказал БГ, почему Москва проседает в рейтингах и как превратить ее во влиятельный глобальный мегаполис

  • 6394
Fair is in Izmaylovo

Thinkstock/Fotobank.ru

Известный британский специалист по урбанистике, научный сотрудник Брукингского университета и лондонского Urban Land Institute Грег Кларк готовит международное исследование, посвященное "мировым столицам", так ученый называет несколько десятков самых влиятельных мегаполисов мира. 

Итоги своего исследования Кларк представит на IV Московском урбанистическом форуме в декабре. БГ спросил у Кларка, что нужно Москве, чтобы превратиться в богатый и успешный город мирового значения. 

- Вы сейчас готовите доклад о "мировых столицах". Что это такое и какие города могут себя таковыми считать?

- В XX веке мировая экономика состояла из взаимодействующих друг с другом национальных государств. Но так было далеко не всегда. В Европе города долгое время были могущественней государств. Торговые города Германии, например, были объединены в Ганзейский союз, который был полноправным участником европейской политики. В Азии существовали Шелковый путь или Путь пряностей, – транспортный коридор, созданных богатыми торговыми городами. 

В конце XX века, примерно с 1985 года, некоторые секторы экономики начали глобализироваться. Это произошло с финансами, затем с деловыми услугами, а потом со СМИ. Глобализация этих секторов позволила некоторым городам стать не просто национальными центрами, но превратиться в международные центры секторов глобальной экономики.

20 лет назад мы говорили о четырех "мировых столицах", теперь говорим о 30-50 городах, которые постепенно становятся мегаполисами планетарного масштаба. В их число, конечно, входит и Москва, а также, возможно, Санкт-Петербург. В большинстве крупных стран есть хотя бы один город, который может претендовать на звание мировой столицы.

В некоторых городах размещаются штаб-квартиры крупных корпораций, сюда можно отнесли Москву или Мумбаи. Другие являются финансовыми центрами, например, Франкфурт, Цюрих, Нью-Йорк или Лондон. Бостон и Сиэтл лидируют в технологиях. 

- Регулярно публикуются разные рейтинги городов, недавно, например, был опубликован рейтинг влиятельности. Москва в них обычно занимает места ближе к концу списка, почему?

- В мире есть 150 различных рейтингов, рэнкингов и индексов городов. Нужно либо изучать все, либо вообще их не трогать. 

Позиции Москвы в рейтингах зависит от отношения людей, которые их составляют. Часто они руководствуются субъективными, а не объективными представлениями. Иногда им просто не хватает данных по России и Москве. На позиции города серьезно влияет и отношение к России в целом.


"У Москвы есть потенциал и она может пройти путь Сингапура или Гонконга за 20-30 лет"

Понятно, что у Москвы есть объективные недостатки. Население города постоянно растет, при этом она до сих пор не изменила свою пространственную форму. Москва остается городом с одним центром, это приводит к пробкам и перегружает транспортную систему. Поэтому рейтинги по таким показателям, как качество жизни, транспорт, чистота воздуха, доступность жилья оценивают Москву очень низко.

- Каким должен быть город, чтобы стать успешным мировым центром? Каковы ингредиенты успеха?

- Что такое успешный город? Кто-то будет говорить о счастье его жителей, кто-то – о высокой производительности труда, а кто-то – о культуре или окружающей среде. Нет единого критерия успешного города.

Есть критерии успешности "мировых столиц", как определенного вида городов. В исследовании, которое я представлю на Московском урбанистическом форуме в декабре, мы изучили 12 таких мегаполисов. Их можно разделить на три типа.

Первый тип  – это мировые деловые центры: Нью-Йорк или Гонконг, например. Для них критерии успеха – это привлекательный деловой климат, высокий уровень жизни, открытость к эмиграции. Важна и инфраструктура, например, хорошие аэропорты, развитые телекоммуникации – таким городам важно постоянно поддерживать связь с остальным миром. 

К другой группе городов относятся Шанхай, Мумбаи и Сан-Пауло. Это крупные города в больших быстрорастущих экономиках. Они представляют национальные экономики своих стран, но пока не ассоциируются с какой-то отраслью глобальной экономики. Их основная роль в том, что они являются своего рода "парадным входом" в страну.

К третьей группе относятся Сеул, Сингапур и в некоторой степени Гонконг. Эти города смогли превратиться из просто крупных городов в развивающихся странах в богатые глобальные мегаполисы с высоким уровнем жизни. Все эти города были бедны и сталкивались с серьезными проблемами. Теперь в них очень высокий уровень жизни, прекрасные университеты.

- К какой группе можно отнести Москву?

- Москва похожа на города из всех трех групп. Москва – это город с большой историей, она была когда-то столицей империи, как Париж, Лондон и Токио. У этих городов есть схожее культурное наследие: музеи, театры, опера и балет.

Но Москва одновременно напоминает Сан-Пауло или Мумбаи – у нее есть характеристики нового города, столицы быстроразвивающейся страны. Как и другим городам из этой группы, Москве критически важно справиться с взрывным ростом и продолжать эффективно выполнять функцию "ворот" в страну. 

У Москвы есть потенциал и она может пройти путь Сингапура или Гонконга за 20-30 лет. Но нужна долгосрочная программа. И надо понимать, что Москва сама по себе с этой задачей не справится. Нужны изменения в экономике России, ее деловом климате, бизнес-среде, которые помогут сформировать более позитивный образ России. 

- Как может выглядеть программа превращения Москвы в "мировую столицу", как Гонконг и Сингапур? 

- Город такого масштаба нуждается в высококачественном общественном транспорте, он не может зависеть от автомобилей. Если вы создали такую транспортную систему, вы можете развивать несколько центров в одном городе. В Лондоне есть Сити и Вестминстер, в Нью-Йорке - Мидтаун и Нижний Манхэттен. 

И, разумеется, вы должны решить жилищный вопрос. Это может быть дорогая или дешевая недвижимость в домах высокого или среднего качества. Но их должно быть много и они должны быть многоэтажными. Это единственный способ разместить постоянно растущее население успешного мегаполиса.

Нынешним горожанам придется согласиться с тем, что плотность населения в будущем станет выше. А властям нужно заключить с ними своего рода сделку. Жители города должны согласиться, что в городе будет меньше автомобилей, будет больше многоквартирных башен, но в результате они получат эффективный город с большим количеством общественных благ и хорошим транспортом. 


"ограничения для автомобилей должны  должны следовать за улучшениями в работе общественного транспорта"

Если Москва действительно хочет стать мировым городом, ей неизбежно придется пройти через эту трансформацию. И за пять лет ничего не изменится. Нужны 20-30 лет. И четкая программа городского развития.

- Можно ли в Новой Москве создать второй центр города?

- В очень долгосрочной перспективе. Это важный проект, но властям надо решить, кто там будет работать. Возможно, в Новой Москве надо поселить не финансовый или государственный центры, а отрасли, связанные с новой экономикой и технологиями. В Мумбаи, например, рядом со старым городом был построен Новый Мумбаи, где разместились технологические компании.

Но это вопрос отдаленного будущего. Сейчас в Москве будут создаваться мелкие центры внутри уже существующего центра города. Здесь важны такие проекты, как перестройка набережных Москвы-реки. В центре Москвы есть промышленные районы, которых там быть не должно, их пора переместить на окраины города.

Похожий опыт есть у Лондона. Доклендс на востоке города когда-то был промышленным районом, на месте которого построили успешный деловой центр. 

Но еще раз подчеркну. Нужно, чтобы такая программа выполнялась несколько десятков лет подряд. Нельзя менять градостроительные планы каждые пять лет. 

- Власти Москвы пытаются ограничить использование автомобилей. Подобные ограничения вообще могут пересадить людей из автомобилей на метро?

- Да, именно это и нужно делать. Сложно убедить людей отказаться от автомобилей. Нужно создать новый баланс положительных и отрицательных инициатив. Ограничения на парковку являются одной из таких мер.

Но понятно, что нельзя только отнимать, ничего не давая. Любые решения по ограничению движения автомобилей должны  приниматься вместе с усилиями по улучшению работы общественного транспорта. 

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter