Экологическая организация «Гринпис Россия» провела ревизию того, как в Москве происходит раздельный сбор мусора. Выводы организации, изложенные в новом докладе, выглядят не очень оптимистично: компании, выигравшие тендер на раздельный вывоз мусора, своих обязательств не выполняют. Они лишь имитируют деятельность по вывозу мусора, которая уже была оплачена налогоплательщиками.
Как власти пытались наладить сбор мусора
В Москве процесс сбора мусора далек от эффективности: наши мусорные пакеты попадают в контейнеры, откуда вывозятся на мусорые полигоны. Это рано или поздно может привести к мусорному коллапсу. В последние 15 лет Москва пытается перейти на систему раздельного сбора отходов, но пока эти попытки терпят неудачу.
В 2012 году власти города пошли на реформу системы вывоза мусора в городе. С помощью тендеров они выбрали девять компаний, которые будут отвечать за вывоз мусора в девяти округах города. На один округ приходится одна компания. Частично мусор должен был собираться раздельно. Для этого должно были быть оборудованы специальные места для сбора мусора. На эти цели в пяти округах было потрачено 95 млрд рублей. Контракты заключаются на 15 лет.
Раздельный сбор мусора должен был привести к тому, что на полигоны отправлялось бы меньше отходов. Часть из них шла бы сразу на переработку.
Компании должны были собирать вторсырье, то есть мусор, с помощью стационарных, мобильных и полумобильных контейнеров, а также должны были оборудовать специальные пункты приема для стеклотары. В 2014 году компании справились с целевыми показателями: они собрали 284 тыс. т вторсырья, что составляет 16,3% отходов жителей пяти округов Москвы за год.
Общественная проверка
В мае 2015 года прошла общественная проверка московских пунктов приема мусора, в которой участвовал «Гринпис». В проверке участвовали 250 человек, которые согласились посетить находящиеся рядом с ними пункты приема мусора.
Всего они проверили 162 точки приема отходов в пяти округах — они значились на бумагах, которые предоставили добровольцам власти Москвы. Из них 32 пункта существуют только на бумаге, а еще 23 пункта работают нестабильно: они закрыты в рабочее время, или это были мобильные пункты, которые появлялись время от времени.
Некоторые пункты были заявлены компаниями, но на деле оказались с ними никак не связаны. Например, в Битцевском парке существует пункт приема вторсырья, который был организован одним из волонтеров, говорится в докладе. Но в официальных бумагах он указан как созданный компанией, выигравшей гостендер.
Даже на существующих пунктах не было отдельных баков для стеклотары, хотя их должны были установить.
Жители районов ничего о раздельном сборе мусора не знают. Никакой информационной работы не проводится.
Имитация деятельности
Чаще всего раздельный сбор мусора просто имитируется, уверены в «Гринпис». В этом помогают мобильные пункты приема мусора. Автомобили приезжают в места приема мусора в удобное для них время, например, пункт приема на Дмитровском шоссе работает по вторникам и пятницам с 10:00 до 11:45.
При этом наблюдатели жаловались, что работники мобильных бригад опаздывали или заканчивали раньше. Еще одна проблема в том, что мобильные пункты сложно найти: машины паркуются там, где есть свободное место. Многие путают их с автомобилями, на которых нарисована реклама.
В «Гринпис» полагают, что мобильные пункты сбора мусора являются для компаний способом имитировать деятельность: вместо создания стационарных пунктов приема мусора используется один автомобиль, который объезжает район. В ЮВАО, например, весь процесс сбора мусора происходит с помощью одного автомобиля. Вряд ли таким образом можно организовать эффективную работу по сбору отходов, уверены в организации.