Атлас
Войти  

Также по теме

«Городские сады и парки — это место для встречи нескольких поколений»

Французский ландшафтный архитектор, эксперт по вопросам ландшафтного дизайна при Министерстве экологии Франции, Оливье Даме приехал в Москву, чтобы принять участие в I Московском фестивале садов и цветов. БГ поговорил с ним о его проекте парка на территории гостиницы «Россия», пробках, орешнике и о том, как из Москвы сделать город-сад

  • 5648
00.jpg
Фото из архива Оливье Даме
— Как вам Москва с точки зрения ландшафта?

— Когда я впервые попал в Москву, меня поразило большое количество зелени вокруг. В Париже нет ничего подобного — в черте города есть сады, но не леса, как у вас. Однако в самом центре города у вас зелени совершенно точно не хватает. Мне кажется, было бы неплохо спроектировать несколько садов в пределах Садового кольца: просто добавить небольшие зеленые зоны с деревьями, цветами и скамейками, особенно вдоль набережных реки.

— А как сделать зеленые зоны на набережных, если они у нас гранитные и всегда возле магистралей?

— Да это не проблема. Например, в Париже и Лионе разбито много садов у реки. В Бергене тоже длинная река, вдоль которой была проезжая часть, но ее убрали — для машин оставили небольшой проезд, а основная часть дороги отведена под городской транспорт и пешеходную зону.

— У вас лично был проект, связанный с озеленением городской набережной?

— Да, мы работали над территорией набережной длиной 3–4 километра в Китае. Река была поделена на секции, каждая из которых имеет свои особенности: есть коммерческие зоны, жилые, развлекательные и спортивные. Мы разработали план дизайна для каждой зоны в отдельности, и отвели особое место для городского парка с пляжем, где люди могли бы отдыхать. Мы постарались соединить все зоны естественным способом. Например, недалеко от парка есть естественный лес, в котором мы построили детскую игровую площадку. Таким образом, мы сделали дикую часть удобной для культурного отдыха и развлечений.
— Москва находится в первой десятке столиц мира по количеству зелени в городе, при этом большая часть этой зелени — гектары леса. Каким образом лес может стать объектом дизайна?

— Мне кажется, в России уверены, что лес — это дикая экосистема, и вмешательство в нее невозможно. Однако я считаю, что и в лесу можно организовать пространство, удобное для человека. Например, часть оставить в диком, естественном состоянии, а часть преобразовать под нужды людей.

— А как чисто технически можно превратить Москву в город-сад?

— Разумеется, правительство, как главный землевладелец, должно об этом думать. Например, сейчас в центре Москвы повсюду припаркованы машины — и на тротуарах, и на газонах, — меня это поражает, так не должно быть. Если их убрать, появится много мест, где можно проектировать сады — причем круглогодичные, с учетом вашего климата.
«Смысл в самой схеме: на въезде в центр люди должны оставлять машину на большой бесплатной парковке, садиться, например, в трамвай и ехать по своим делам дальше без пробок»
Помню, когда я был студентом в Париже, у меня была машина, и я ее парковал, где мне вздумается, но теперь это просто невозможно. Мэр сказал: «Если хотите водить машину в Париже, вы обязаны платить за въезд в центр». При этом он увеличил стоимость парковки и сократил количество парковочных мест — все в десятки раз. У людей просто не осталось выбора. Оставишь машину — ее моментально эвакуируют. Я уверен, что через пару лет в Москве будет то же самое, — другого пути нет. И как альтернатива появится больше видов городского транспорта — например, трамвай без крыши.

— Ну, для Москвы такой трамвай неприемлем: у нас три четверти года — холод.
— Есть разные альтернативные варианты. Смысл в самой схеме: на въезде в центр люди должны оставлять машину на большой бесплатной парковке, садиться, например, в трамвай и ехать по своим делам дальше без пробок. Главное, чтобы все осознали эту необходимость. Например, вчера я поехал по делам в Московскую область, недалеко — всего 20 км, но добирался два часа. Я бы на велосипеде доехал гораздо быстрее. Поймите, это же абсурд!

— Давайте вернемся к садам и паркам. Ваша команда приняла участие в конкурсе на создание парка на месте гостиницы «Россия», и ваш проект находится сейчас в первой десятке. Расскажите, в чем он заключается?

— Новый парк будет в самом сердце Москвы — напротив Красной площади, рядом с рекой, и это совершенно замечательное место. В нашем проекте предусмотрена коммерческая территория, однако большую часть земли мы отвели под деревья, цветы и детские игровые площадки. Мы хотим сделать много видовых террас на разных уровнях, но они будут все расположены по горизонтали.
01.jpg
Проект горизонтальных террас в парке на месте гостиницы «Россия»
Я посмотрел другие проекты на сайте, и все они почему-то предлагают вертикальную доминанту в центре. Водрузить большое здание в парке — зачем? Вашему центру нужна зелень, а не новая конструкция из стекла и бетона. У вас на самом деле есть несколько интересных небольших садов, особенно на Бульварном кольце. Однако там же — справа и слева — оживленные автомагистрали с шумом и выхлопными газами. Новый парк будет тихим, зеленым местом на берегу реки, где можно будет гулять, кататься на велосипеде, роликах, устраивать пикники.

00.jpg
Общий план проекта парка на месте гостиницы «Россия»

— Это ваш первый проект в России?

— Нет, сейчас я еще работаю над проектом под Воронежем, где мы будем восстанавливать усадьбу и замок принцессы Ольденбургской (памятник архитектуры федерального значения. — БГ). Власти города организовали конкурс, и мы его выиграли.

— Московские парки — плод многовековых попыток озеленения, как вы оцениваете их состояние на сегодня?

— У Москвы довольно интересное парковое наследие, оставшееся со времен как царской, так и советской России. Например, ВДНХ — удивительное место, я был впечатлен его архитектурой и советским стилем. Или, как это… Unboring... Нескучный cад, который существует с XVIII века и представляет собой небольшой лес, где приятно гулять, кататься на велосипеде и заниматься любым видом активного отдыха. Особенно здорово, что просторный парк Горького практически перетекает в лес. Но важно ухаживать за растениями, обновлять их. Это как в моде: парки не должны выдавать свой древний возраст, они должны быть ухоженными, красивыми, современными и удобными.
«Орешник прекрасно подойдет для московского климата, однако его почему-то до сих пор не сажали»
Я могу сказать, что в России пока нет культуры садов — многие из них запущены донельзя. Мне это просто режет глаз. Тем не менее восстановить их не так уж сложно: достаточно постричь деревья, организовать газоны и клумбы, поставить новые скамейки.
— А насколько кардинально деревья могут менять визуальное восприятие места?
— У нас был проект садов в китайском городе Нанджинг: вдоль большого шоссе, уходящего из центра в туннель под рекой, мэр попросил нас спроектировать сады. Эта зона длиной 2,5 километра и шириной 100 метров. Мы решили посадить особенные растения, сгруппировав их по цветам и высоте. Таким образом, когда водитель едет вдоль такого парка, пейзаж его не утомляет. Мы также добавили подсветку, чтобы ночью сад выглядел не менее живописно. Этот проект сейчас находится в процессе строительства.
dva-yinbin-2.png
Красочные фрагменты на схеме проекта садов в Нанджинге — это естественные цвета деревьев в период цветения или просто цвет их листвы

— И сколько времени необходимо, чтобы сады так выглядели?

— 8–9 месяцев — довольно немного, потому что Нанджинг находится в тропической климатической зоне и деревья растут быстро.
— Вот как раз в России принято списывать проблемы на плохой климат — считается, что ни одно эффектное дерево, кроме елки и березки, у нас не приживается.

— (по-русски) Йолка, берьозка и сосна! Дело в том, что в России просто не знают, сколько морозоустойчивых деревьев и растений можно посадить и за счет этого сделать парк живописным в любое время года. Например, пихта хороша и летом, и зимой. Или хвощи, которые бывают желтого или красного цвета. Орешник прекрасно подойдет для московского климата, однако его почему-то до сих пор не сажали.
— Какую проблему в Москве вы, как ландшафтный архитектор, который собирается здесь работать, считаете основной?

— Город, безусловно, должен меняться и развиваться, но главный сейчас вопрос — на какой срок вы рассчитываете эти изменения? Например, если вы купили рубашку и с удовольствием носите ее этим летом, скорее всего, через год она выйдет из моды или износится, и вы захотите ее заменить. Точно так же и садами. Они, конечно, живут дольше года, но они не вечны — сады в городе тоже должны меняться. И, говоря о парке на территории гостиницы «Россия», мэр тоже должен задать себе вопрос — на какой срок мы создаем этот сад? Сад на неделю или 100 лет — это не одно и то же: подход к дизайну и выбор растений будет абсолютно разный. В одном и том же парке можно сделать несколько зон: те, что обновляются каждый год, и те, что остаются на десятилетия. Например, человек может с любовью посадить дерево в парке и через 15 лет показать его собственному сыну, чтобы тот в свое время показал его своим детям. Или бабушка, гуляя в парке Горького с внучкой, может рассказать ей историю о том, как встретила дедушку в этом самом парке. Я считаю, так и должно быть: городские сады и парки — это место для встречи и общения сразу нескольких поколений.
 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter