| «Йозеф Бойс. Призыв к альтернативе»
____ В течение всего последнего месяца любопытствующие наблюдали, как в особняк на Гоголевском бульваре через окна второго этажа затаскивали огромные завернутые объекты. Это ММСИ готовил первую в России масштабную выставку легенды искусства XX века Йозефа Бойса. Из Музея современности Hamburger Bahnhof в Берлине, где находится крупнейшее собрание произведений Бойса, привезли самые масштабные и значимые вещи, чтобы наиболее полно передать универсальное миропонимание художника. Жира и войлок — визитная карточка произведений Бойса, приехали в Москву. Еще покажут видеозаписи его перформансов. Наконец московская публика увидит койота и знаменитого мертвого зайца. |
|
АЕС+Ф «The Liminal Space»
____ АЕС+Ф на данный момент, пожалуй, самые известные российские художники за рубежом — и уж точно одни из самых дорогих. В «Манеже» состоится мировая премьера их проекта «The Liminal Space». Он состоит из трех видеоинсталляций, над которыми АЕС+Ф начали работать еще в 2005 году: «Последнее восстание», «Пир Трималхиона» и «Аллегория Сакра» наконец будут выставлены вместе. Первая и вторая части были показаны на Венецианской биеннале в 2007 году. Все три видео созданы из огромного количества фотографий, анимированных на компьютере и дополненных 3D-графикой. |
|
Павел Пепперштейн «Труба, или Аллея долголетия»
____ Инсталляция была создана в 1995 году группой «Инспекция «Медицинская герменевтика» — в соавторстве с Пепперштейном выступил Сергей Ануфриев. В течение 20 лет инсталляция каталась по миру, выставлялась в Чехии, Германии, на «Арт-Базеле». Теперь демонстрируется в галерее «Риджина». Представляет собой подвешенную под потолком черную трубу, в которую нужно смотреть в бинокль; в конце «тоннеля» виднеется маленькая светлая комнатка. По стенам галереи расположены портреты стариков с одной стороны, нерожденных младенцев — напротив. Такой высокий философский посыл: «позвоните родителям». |
| Джон Кейдж «Молчаливое присутствие»
____ В сентябре исполнилось 100 лет со дня рождения американского композитора, философа и художника Джона Кейджа. Самая знаменитая его музыкальная работа «4'33''» была написана и исполнена в 1952 году: это произведение, во время которого не издается ни одного звука. Оно рассчитано на то, чтобы зрители воспринимали звуки окружающей среды как музыку, а не как 4 минуты и 33 секунды тишины. Получается, у композиции тоже годовщина — 60 лет. В связи с этим двойным юбилеем Государственный центр современного искусства запускает программу концертов «Джон Кейдж. Молчаливое присутствие», посвященных творчеству американского композитора и его влиянию на формирование русской радикальной культуры второй половины ХХ века. Кейджа можно будет послушать в Филармонии, Консерватории и в галерее «Система». На фестивале также заявлены звезды нью-йоркской авангардной сцены Фред Шерри, Юра Ли, Аарон Бойд, Дэвид Фулмер. Всего запланировано четыре выступления. |
28–29 сентября
Политехнический музей Новая пл., 3/4 | «Judgment Day, или Проблема эстетического суждения»
____ Двухдневная международная конференция, организованная художественным фондом «Московская биеннале», обещает стать ярчайшим событием Недели искусств. Известные теоретики искусства, философы и социологи соберутся, чтобы порассуждать о красоте. В конференции примут участие Светлана Бойм, Елена Петровская, Кристоф Менке, Джон Райхман, Изабель Гроу, Джон Робертс, Свен-Олоф Валленстейн, Даниель Бирнбаум и другие. |
Брассай: до 7 октября
Гриша Брускин: до 3 октября Дмитрий Бальтерманц: до 7 октября Мультимедиа-арт-музей
Остоженка, 16 |
Программа Мультимедиа-арт-музея
МАММ подготовился к Неделе искусств по полной программе. Музей представит три новые выставки: ретроспективу всемирно известного фотокорреспондента Дмитрия Бальтерманца, ретроспективу французского фотографа Брассая (с его знаменитыми фотографиями Парижа и каноническими портретами Дали, Пикассо, Джакометти, Жана Жене) и инсталляцию из скульптур российско-американского современного художника Гриши Брускина «Время «Ч».
____ |
| Ирина Нахова «Ремонт»
____ Нахова известна как мастер тотальной инсталляции, принадлежит к кругу концептуалистов. В прошлом году в рамках 4-й Московской биеннале в ММСИ прошла персональная выставка Ирины Наховой «Комнаты». Она превратила ММСИ в огромную квартиру с большим количеством «комнат», каждая со своей спецификой. Например, одна комната была полностью воссоздана из ее дома. Теперь настал новый этап в творчестве Ирины Наховой. Она решила сделать «Ремонт». То есть полное обновление своего искусства и мыслей. В галерее Stella Art Foundation будут представлены полиэкранная видеоинсталляция и живописные произведения, или, как называет их художница, «исчезающе-восстанавливающиеся фрески». |
| Мария Агуреева «Citius, Altius, Fortius! Commodification»
____ Проект вырос из подслушанного художницей разговора в женской раздевалке фитнес-клуба. У девушек завязалась беседа о теле, занятиях фитнесом и о том, как к ним относятся мужчины. Тело в этом раговоре преподносилось как товар, становилось разменной монетой. Мария Агуреева перенесла фотографии голых, спортивного телосложения моделей в стиле Дейнеки на белый кафель, пририсовала им спортивные костюмы, но все анатомические подробности обнаженных тел оставила заметными. Объекты выполнены в духе советской эстетики. Проект должен заставить зрителя задуматься о том, как спортивное молодое тело становится объектом товарных отношений в условиях молодого российского капитализма. К кафельным картинам прилагаются трофеи — призы спортивных соревнований. |
| «Портрет/пейзаж: границы жанра»
____ Пример редкой в России музейной коллаборации. Выставка происходит на двух площадках: ГЦСИ и ММСИ. В музеях представлены портреты и пейзажи начиная c XVI и заканчивая началом XXI века. Среди звезд — Тинторетто, Люк Тюйманс, Марина Абрамович, Вито Аккончи. В ММСИ собраны пейзажи, в ГЦСИ — портреты. Цель выставки, помимо ознакомления посетителей с коллекцией картин из постоянной экспозиции французского Музея города Нанта, закрытого на реконструкцию, — показать преемственность между искусством прошлого и современным, этим и объясняется такой разброс в датах создания произведений. Зрителям предоставлена уникальная возможность проследить развитие портретного и пейзажного жанра на протяжении пяти веков. Для отбора произведений в Нант специально ездил директор ГЦСИ Михаил Миндлин. |
| «За железным занавесом. Официальное и независимое искусство в Советском Союзе и Польше. 1945–1989»
____ На выставке можно сравнить, как развивалось русское и польское искусство во второй половине XX века — начиная с соцреализма и заканчивая произведениями неофициальной художественной сцены 1970–1980-х годов. Если русских художников второй половины XX века мы знаем неплохо (И.Кабаков, Э.Булатов, Ф.Инфантэ, В.Немухин), то с польскими дела обстоят куда как сложнее. Можно увидеть художников Краковской группы, второго польского авангарда: Тадеуша Кантора, Ионаша Стерна. При сравнении становится понятно: одни исторические рамки, граничащие страны, но разные векторы развития искусства. |
| «Шизореволюция. Архив ПАиБНИ»
____ В Питере про московское искусство знают все, в Москве про питерское искусство практически не знают ничего. Авангард с Малевичем да Тимур Новиков с «Новой академией» — вот, пожалуй, и все. Галерея «Культпроект» запускает серию выставок под кураторством известного петербургского художника Петра Белого. В сокураторы он позвал не менее известного петербургского арт-деятеля Андрея Хлобыстина, который для ПАиБНИ (Петербургского архива и библиотеки независимого искусства) в течение 10 лет собирал уникальные документы, фото, видео, произведения искусства, одежду и предметы быта Тимура Новикова, Свина (Андрея Панова), Виктора Цоя, Олега Григорьева, Вадима Овчинникова: так через призму материальной культуры можно будет лучше понять контекст, в котором существовали художники. |
| Леонид Тишков «Куб вечности»
____ Все проекты Леонида Тишкова отличаются некоторой сентиментальной чувственностью, может быть, именно поэтому он так популярен среди молодых людей, увлекающихся современным искусством. Очень понятный и в то же время тонкий художник. В этот раз Тишков обратился к истокам главных художественных образов Казимира Малевича. Изучая его детство, проведенное на сахарном заводе отца, Тишков предположил, что «Черный квадрат» — это негатив кубика сахара-рафинада. И построил из кусочков сахара инсталляцию из архитектонов (так Малевич называл архитектурно-скульптурные супрематические модели). Экспозиция дополнена альбомами рисунков Тишкова с воссозданием фактов из жизни Малевича и видеоработой «Кубик Казимира». |
| «Художники коллекции: Аня Желудь»
____ Довольно уже именитая художница Аня Желудь, участница Венецианской биеннале 2009 года, номинант премии Кандинского в 2008 году, премии «Инновация-2007». На встрече Аня расскажет о своих произведениях из коллекции ГЦСИ, мероприятие должно быть интересно начинающим собирателям современного искусства, так как эта достаточно известная художница продает свои вещи по смешным ценам. Так, например, в августе на ее персональной «Последней выставке» в подмосковной галерее Gridchin Hall цены на работы художницы начинались от трехсот рублей. Машину «хаммер», выполненную из железных прутиков в свойственной Желудь манере, купил для музея директор ГЦСИ Михаил Миндлин за 10 тысяч рублей. |