Андрей Плахов
Леос Каракс, выкормыш французской «новой волны», после 13 лет почти полного молчания снял сюрреалистический гротеск. Главный герой Оскар, которого играет Дени Лаван, альтер эго Каракса, перевоплощается в течение суток в самых невероятных персонажей. Один из них, вылезший из канализационного люка месье Мерд (Дерьмо), посреди фотосессии хватает в охапку красавицу-модель Еву Мендес, тащит ее в какую-то пещеру и засыпает на ее плече со стоящим членом. Другой забирается на крышу универмага Samaritaine вместе с певицей Кайли Миноуг. Спев печальную песню, она переодевается в костюм стюардессы и бросается вниз. Это очевидная художественная реакция на гибель подруги и музы режиссера актрисы Кати Голубевой. Но Каракс, как бы он ни самообнажался, — художник сегодняшнего дня, поэтому, помимо крови, в фильме много юмора. А финал картины с переговаривающимися в корпоративном гараже «божественными моторами» — гигантскими лимузинами — можно отнести к шедеврам концептуального искусства.
25 июня, 00.15, кинотеатр «Октябрь», зал 1
Австрийский режиссер Ульрих Зайдль взялся за трилогию «Рай», в которой три героини совершают три путешествия в поисках рая. В первой части («Любовь») 50-летняя Тереза отправляется на кенийский курорт — обитель колониального секс-туризма. Она находит телесное и эмоциональное раскрепощение в объятиях темнокожего красавца, у которого, правда, как скоро выясняется, трагические финансовые трудности: больная сестра (на самом деле жена), умирающий отец, а также брат, попавший в аварию. Комедийная театральная актриса Маргарет Тизель не боится быть смешной, а режиссер с удовольствием разыгрывает черно-белую симфонию дряблых женских и великолепных мужских тел с выдающимися половыми признаками.
Катрин Денев и ее дочь Кьяра Мастроянни сыграли мать и дочь в ностальгическом фильме о временах, многие участники и свидетели которых еще живы. Действие завязывается в 1964 году, когда в Каннах победили «Шербурские зонтики» и взошла звезда Катрин Денев. Вместо продавщицы зонтиков из Шербура — продавщица обуви из Реймса (ее играет Людивин Санье — как бы Денев в юности). Украв из магазина пару туфель, легкомысленная девица ступает на скользкий путь, но даже с репутацией шлюхи ей удается влюбить в себя парня из Чехословакии, родить от него дочь и выйти замуж за француза-жандарма. Кульминацию и финал фильма, наполненного музыкальными ариями, перебрасывающего нас из одного десятилетия в другое, из Реймса в Прагу, Лондон и Монреаль, с настоящим чувством доигрывают Катрин Денев и Милош Форман — две живые кинематографические легенды.
«Последние пару лет я почти не посещаю Московский кинофестиваль и другим не советую. В первую очередь, из-за культуры кинопоказа. ММКФ в моем представлении — это попкорновый кинотеатр «Октябрь» с билетами за 450 рублей, гуляющие по залу случайные люди с бесплатными проходками, объявления о неправильно припаркованных машинах во время сеанса, сломанные наушники для синхронного перевода и DVD-проекция под видом цифровой. И очень много плохого кино.
Тем не менее в программе есть несколько фильмов, на которые стоит сходить, — ведь фильмы не виноваты, что их так показывают.
Holy Motors Леоса Каракса, нового Херцога и фильм Андрея Грязева о группе «Война» желающие посмотрят и без дополнительных рекомендаций».
По традиции одна из самых удачных программ ММКФ — «Свободная мысль», в которую попадают документальные хиты последнего времени. В их числе — телевизионный фильм «Дети Гитлера» израильского режиссера Ханоха Зэеви, который записал монологи потомков нацистских преступников, а одного из них, внука Гесса, вывез на мемориальное мероприятие в Освенцим. В этом фильме историческая вина перестает быть абстракцией и становится личной трагедией, в которой протагонист иногда стоит перед предельным выбором: брат и сестра, внуки Геринга, независимо друг от друга приняли решение о добровольной стерилизации, чтобы «Герингов больше не было».
23 июня, 11.00, кинотеатр «Октябрь», зал 5
«Мотылек» Вячеслава Семенова (Россия, 2012)
«Мотылек» из программы «Вокруг света» — фильм, который я не видела, но хотела бы посмотреть. Это картина якутского киноклассика Вячеслава Семенова, в ней бесплатно сыграли актеры Саха-театра. Под российским кино чаще всего подразумевают фильмы, снятые в Москве и Петербурге, но в регионах существуют собственные очень интересные кинематографии, которые у нас, кроме кинокритика Сергея Анашкина, никто толком не исследует, а жаль.
24 июня, 16.00, кинотеатр «Октябрь», зал 8
29 июня, 17.30, кинотеатр «Октябрь», зал 2
В странной программе о живописи «Картины с выставки» покажут «Андрея Рублева» Тарковского. Если речь идет о восстановленной несколько лет назад копии (а от ММКФ можно ожидать всякого), то это редкий шанс ненадолго вернуться в те времена, когда кино было большим.
«Снежный город» Джастина Курцеля (Австралия, 2011)
Главный австралийский фильм прошлого года, наглядно, с кровью и кишками, иллюстрирующий важную для сегодняшней России мысль о том, что деятельная борьба с педофилией, гей-пропагандой и прочий общественно-санитарный активизм с правым уклоном обычно является ширмой для куда более людоедских пристрастий. Попросту говоря, это реконструкция реальных преступлений группы консервативных австралийских охранителей, начинавших в духе депутатов питерской думы, а закончивших как москвич Пичужкин. И да, в фильме есть много кенгуру!
28 июня, 13.30, кинотеатр «Октябрь», зал 7
Станислав Ростоцкий
В принципе, к обязательному просмотру настоятельно рекомендуются все без исключения фильмы из юбилейной ретроспективы немецко-американского гения. Но «Быть или не быть» все равно остается так и не покоренной вершиной, практически идеальной «схемой смеха». Приключения «великого польского актера Йожефа Туры» (Джек Бенни) и его жены Марии (Кэрол Ломбард) в оккупированной немцами Варшаве являют собой высшую степень эксцентрики в коварной и не самой подходящей для этого области: из всего многообразия «комедии про фашистов» рядом с шедевром Любича достойны встать разве что конгениальные «Антоша Рыбкин» (1942) Бориса Юдина да «Большая прогулка» (1966) Жерара Ури.
28 июня, 14.30, кинотеатр «Октябрь», зал 6
«Псы ада» Уорта Китера (США, 1982)
Первый из девяти 3D-фильмов категории «Б», запущенных весьма нетривиальным актером и продюсером категории «С» Эрлом Овенсби (Человек-волк из «Человека-волка» (1979) того же Уорта Китера) на заре 1980-х, когда трехмерные технологии переживали кратковременный и несколько кособокий ренессанс (именно тогда для просмотра третьих частей «Челюстей» и «Пятницы, 13» приходилось вооружаться специальными очками). Сюжет, впрочем, хорош и сам по себе: Овенсби собственной персоной играет шерифа из благословенной Северной Каролины, где из военной лаборатории вырвались генно-модифицированные ротвейлеры, запрограммированные на убийство. В прямом смысле слова дешево и сердито, но неожиданно малокровно: собственно псы появляются на экране нечасто, а основные спецэффекты сосредоточены на демонстрации собачьего угла зрения.
Полный тезка знаменитого визионерского провала Денниса Хоппера (1971), фильм канадского многостаночника Питтмана (в его послужном списке и номинированная на «Оскар» короткометражка «Расписная дверь» (1984), и сиквел знаменитого хоррора «Прощай Мэри Лу: Выпускной бал — 2» (1987), и телевизионный «Гаррисон Бержерон» (1995), обладает одной из самых интригующих завязок последнего времени: продюсер (Август Шелленберг, заслуженный голливудский индеец) покупает права на ремейк (!) русского (!!) film noir (!!!). Понятно, что подобного рода идея (да еще и с привлечением режиссера по фамилии ни много ни мало Кроули) в принципе не могла привести ни к чему хорошему, так что героев отчаянно колышет на волнах прогресcирующего безумия, прибивая то к берегам раннего Линча, то на отмели Оливье Ассаяса, а то и затягивает в воронку наподобие той, что поглотила не так давно персонажей «Списка смертников» Бена Уитли.
Дотошный разбор «Сияния» Стэнли Кубрика, предпринятый в эпоху, когда основным источником синефильского образования стали цифровые носители, а лекции на киноведческом факультете успешно заменяют дополнительные материалы на DVD. Автор романа-первоисточника Стивен Кинг, как известно, сравнивал фильм Кубрика с очень красивым спортивным авто, в котором приятно посидеть, но невозможно никуда поехать по причине отсутствия мотора. В документальном фильме «Комната 237» этот несуществующий мотор разбирается, тем не менее до последнего шурупчика: журналист Билл Блейкмор видит в «Сиянии» недвусмысленную аллегорию истребления американских индейцев; профессор Джеффри Кокс, автор монографии «Волк у двери: Стэнли Кубрик, история и холокост», призывает обратить особое внимание на немецкое происхождение пишущей машинки героя Николсона и подозрительную частоту появления на экране числа 42; музыкант Джон Фелл Райан делится впечатлениями от одновременного просмотра «Сияния» на двух копиях — обычной и прокручиваемой задом наперед.
После прорывной, совершенно нечеловеческой силы ретроспективы 2001 года, кинематограф Корейской Народно-Демократической Республики стал пусть не частым, но все-таки регулярным гостем ММКФ (при том что вероятность увидеть такого рода фильм на любом другом мировом киносмотре стремится даже не к абсолютному нулю, но к чему-то уже из области антиматерии и черных дыр). На сей раз нашему вниманию предлагается новая работа Чан Ин Хака (его «Дневник школьницы» (2007) стал первым северокорейским фильмом, купленным для европейского проката). История про строителя электростанции Ок Чхоля, который поддался уговорам жены и ушел в отпуск как раз в тот момент, когда стройплощадку посетил Верховный главнокомандующий. Таким образом, интересы семьи были поставлены выше общественных, и отныне Ок Чхоль рискует так и не исполнить заветную мечту: сфотографироваться с Верховным на память.
26 июня. 15.00, кинотеатр «Октябрь», зал 10
Антон Долин
Новый долгожданный фильм создателя «4 месяцев, 3 недель и 2 дней» (ему в Каннах выдали приз за сценарий и по малой «Золотой пальме» для двух актрис-дебютанток). Это длинный и завораживающий психотриллер о двух подружках в захолустном румынском монастыре: первая хочет вырвать вторую из объятий любящих сестер и увезти с собой в Германию, вторая хочет обратить первую в свою веру. Развязка, естественно, драматичная: без экзорцизма тоже не обойдется.