«Университет»
Здесь снимали финальную сцену фильма «Я шагаю по Москве», где герои садятся по очереди в поезда, идущие в разных направлениях. Позже этот эпизод раскритиковали зрители: тогда «Университет» был конечной станцией, в кадр даже попал указатель с надписью «Посадки нет».
Станцию открыли в 1959 году. Массивные пилоны облицованы светлым мрамором, стены — глазурованной керамической плиткой, пол выложен серым и розовым гранитом.
«Кропоткинская»
Вокруг этой станции ходит много легенд. Говорят, что при отделке использовали камни от разрушенного в 1931 году храма Христа Спасителя, но это не так: из обломков храма строили гостиницу «Москва» и станцию «Площадь Свердлова» (нынешнюю «Театральную»), а для «Кропоткинской» материалы привезли с Урала. Согласно другому поверью, у архитектора — автора «Кропоткинской» Алексея Душкина возник конфликт с Лазарем Кагановичем, руководившим строительством метро: чиновника раздражало излишнее сходство интерьера станции с убранством древнеегипетского храма. В ответ на резкую критику Душкин якобы объяснил: «У них дворцы для фараонов, а у нас — для народа!», и на этом претензии к проекту прекратились. Позже проект получил Гран-при на международных выставках в Париже и Брюсселе.
Построенная в 1935 году станция до 1957 года называлась «Дворец Советов»: на месте снесенного храма планировали возвести грандиозный дворец, объединив его подземный холл с вестибюлем станции. Однако перед войной строительство прервали, а металлический каркас разобрали на противотанковые ежи. Позже заброшенный котлован, вырытый для дворца, превратился в бассейн «Москва», а в 1994 году храм решили восстановить и бассейн закрыли.
«Улица Подбельского»
Считается, что на станции когда-то был установлен бюст партийного деятеля Вадима Подбельского, в честь которого ее и назвали, но это не так: скульптуры здесь нет и никогда не было.
«Красные Ворота»
«...Поезжайте туда после полуночи, разденьтесь, встаньте в одну из гранитных ниш и замрите на несколько минут в позе Аполлона (если вы мужчина) или Афродиты (если Господь сотворил вас женщиной)»: так Владимир Сорокин советует почувствовать атмосферу московского метро.
Гранитные арки на станции и ее название — историческая отсылка. В 1709 году здесь установили Триумфальную арку, ворота для встречи русских войск после Полтавской битвы, тогда же москвичи дали воротам неофициальное название: «красные», то есть красивые. Два века спустя белые ворота на самом деле выкрасили в красный цвет, а в 1928 году снесли. Несмотря на это, архитекторы Фомин и Андриканич использовали форму ворот в интерьере станции: это декоративные ниши, сводчатые проходы, основной свод центрального зала. Стены отделаны красно-бурым, белым и сероватым мрамором, пол вымощен плитами из черного и серого гранита в шахматном порядке.